Мы в телеграм
 
   
   
   
   
   
   
    
 
    
  
  
  
  
  
       

Rjywthn Dbnfkbz Rjpkjdcrjuj


Судьба храма иконы Божьей Матери «Знамение» в надежных руках Александра Ерохина

Дата публикации: 14-11-2018

Судьба храма иконы Божьей Матери «Знамение» в надежных руках Александра Ерохина

 

Церковь иконы Божьей Матери «Знамение», что в историческом ареале Старой части города, вместе с храмом Рождества Пресвятой Богородицы (1812 год) и Спасо-Преображенским собором (1898-й) относится к старейшим культовым сооружениям Никополя. Ее архитектура самобытна и заметно отличается от других православных храмов города – она была единственной староверческой церковью в городе. Несмотря на тяжелую «судьбу», уцелела во времена гражданской и Великой Отечественной войн, а также гонений на религию, а в 1996 году распоряжением главы областной государственной администрации №158-р признана памятником архитектуры местного значения.

Семейный храм

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась как семейная церковь зажиточной купеческой семьи Гусевых, появившейся в местечке Никополь в середине 80-х годов ХІХ века – в те времена шло интенсивное заселение Юга Украины. На центральной улице Екатеринославской Гусевы построили два дома. В одном сегодня работает медицинский колледж (ул. Херсонская, 5), другой долгое время «служил» под краеведческий музей, а ныне заброшен и интенсивно разрушается (ул. Никитинская, 25).

В 1911 году на ул. Крымской (ныне Шевченко) купец первой гильдии Стефан (Степан) Трофимович Гусев вместе с сыновьями Тимофеем, Герасимом и Григорием начали возводить семейный храм, что, собственно, подтверждается и клеймом на деревянных балках его конструкции – «1911». Правда, существует и другая версия – церковь начали закладывать в 1908-м (источник – Спартак Шеремет «В гостях у старого Никополя»). В 1912 году в ней состоялась первая служба – эту дату и считают официальной датой открытия храма, о чем и свидетельствует надпись на входе в это культовое здание. Церковь стала единственной в регионе старообрядческой, и на богослужения в Никополь съезжались приверженцы старого обряда со всех близлежащих городов и сел.

Приверженцы «старого рукопожатия»

Старообрядцы в русле русской православной церкви появились в ХVІІ веке после реформы церкви патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем.

В 1653 году перед Великим постом патриарх издал от себя лично документ, называемый «Память», в котором двенадцать земных поклонов во время чтения молитвы Ефрема Сирина заменил на поясные, а также предписал совершать крестное зна́мение тремя перстами вместо двух. Первое изменение противоречило богослужебному Уставу, господствующему тогда в русской церкви, второе же стало самым существенным нововведением всей реформы, и в дальнейшем именно оно будет центром всей полемики между ново- и старообрядцами. На Соборе 1656 года все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию.

Но не только эти изменения послужили расколу русской церкви. Никон положил начало делу унификации обрядов московских книг по греческим и т.д. Нововведения вызвали сопротивление со стороны духовенства и монашества. Приверженцы «старого рукоположения» тотчас были репрессированы и отправлены в ссылки.

И только 17 апреля 1905 года был дан Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости», который, в числе прочего, отменял законодательные ограничения в отношении староверов и гласил: «Присвоить наименование «старообрядцев», взамен ныне употребляемого названия «раскольников», всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют своё богослужение по старопечатным книгам». Указ дал старообрядцам возможность открыто устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон, организовывать общины и т. д.

Первые староверы в наших краях появились в конце ХVIII – начале XIX веков. Так, селенья Каменка и Знаменка, расположенные на левом берегу Днепра, в ряде документов этого времени напрямую именуются «старообрядческими». В Екатеринославской губернии существовали даже состоявшие исключительно из староверов артели, занимающиеся столярными работами, строительством дорог и каменных зданий.

В XIX веке в Никополе уже существовала старообрядческая община, которая собственной церкви не имела. Богослужения обычно совершались в доме старосты общины или кого-либо из ее членов. Председателем никопольской старообрядческой общины был избран Григорий Гусев.

Училище при церкви

Во время подготовки материала о единственной в Никополе старообрядческой церкви в редакцию пришло письмо от нашего постоянного соавтора Павла Фирсова. Он пишет:

– При церкви Гусевых действовало училище. У меня есть копии двух нотариально заверенных договоров от 27.08.1917 и 27.08.1918 годов, по которым Григорий Гусев сдаёт помещение училища в аренду городу. Вот текст первого (языком оригинала): «Местечко Никополь, тысяча девятьсот семнадцатого года, Августа 27 дня. Мы, нижеподписавшиеся: Председатель Никопольской Старообрядческой Общины Григорий Стефанович ГУСЕВ, с одной стороны, и Никопольский Городской Голова Яков Федорович ВЕТЧИНКИН – с другой, заключили настоящий договор в следующем:

1) Я, Гусев, отдал Никопольскому Городскому Голове училище Никопольской Старообрядческой Общины о пяти комнат, кухней, коридором и погребом под домом, находящемся в м. Никополе по Крымской улице (на церковном дворе той же Общины) сроком на один год, с 1 Сентября тысяча девятьсот семнадцатого года по 1 Сентября тысяча девятьсот восемнадцатого года, ценою за ПЯТЬСОТ СОРОК руб. в год, уплачиваемых за каждый месяц вперёд по сорок пять рублей, начиная с 1 Сентября и таким порядком каждое первое число.

Кроме того, сданы также в годичное пользование принадлежности училища, а именно ДВЕНАДЦАТЬ парт двухместных ясеневого дерева, ДВА учительских столика и одна классная доска, а всего ПЯТНАДЦАТЬ предметов по ТРИ рубля за штуку, что составляет ещё СОРОК ПЯТЬ руб., которые должны быть уплачены при подписании сего договора.

2) Все вышепоименованные предметы должны быть сохранены в целости и, кроме того, ещё вешалки на стенах 2 штуки также сохранить в целости.

3) Получение арендных денег должно производиться за подписью казначея общины Лобанова.

4) Взятое в аренду здание, по истечении арендного срока, должно быть сдано в исправности.

5) Договор сей обеими сторонами соблюдать в точности.

Подлинный договор должен находится у казначея Общины, а копия с него – у Никопольского Городского Головы».

На договоре – штамп синего цвета: Председатель Совета Никопольской Старообрядческой Общины и надпись рукой – Григорий Стефанович Гусев. Есть еще одна надпись – Никопольский Городской Голова Яков Федорович Ветчинкин. Наклеена гербовая марка в 1 руб.

Архитектура

– Даже в наши дни здание церкви «Знамение» выглядит необычно, а в начале ХХ века оно и подавно выглядело диковинным, – говорит краевед Сергей Тороп. – Прямоугольное здание размером 14 х 25 метров было сложено из кирпича и покрыто белой штукатуркой. Храм венчался облегченным куполом с восьмиконечным крестом. Картографические источники свидетельствуют, что эта часть старого города уже в середине XIX века была застроена кирпичными и саманными одноэтажными домами. Поэтому купол церкви доминантой возвышался над ними.

В середине церковь не имела перегородок, а сложная конструкция потолка и купола держалась только на продольно-поперечных балках – они сохранились и сейчас. Это создавало ощущение легкости и простора. Казалось, что душа вот-вот вырвется наружу и понесется ввысь к Богу.

За более чем столетнюю историю как в самом храме, так и на его территории произошли изменения. Но первобытным остался основной кирпичный ярус, декорированный в неорусском стиле. Оконные прорези, как и прежде, имеют арочную форму и декорированы архивольтами в виде килевидных закомар. (Закомара – полукруглое или килевидное завершение прясел церковного здания, соответствующее кривизне закрываемого свода). В первоначальном виде сохранились и кованые решетки на окнах. Аркадой кирпичных закомар декорирован и фриз здания. В свою очередь «стакан» купола выполнен в стиле неоклассики со строгими угловыми пилястрами. Макушка купола позолоченная.

 

В западной части храм имеет притвор (пристройка перед входом) и пятигранный алтарь, в котором симметрично находятся ризохранилище и пономарня.

Богослужение в храме в престольный праздник – 10 декабря

Окончание в следующем номере.

 

Наталья Разуваева
сайт "НТМ"

 

                                                

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
         
 
«    Декабрь     »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
 
 

 
Стало известно, где ...
  Считанные дни остаются до Нового 2019 года....
Нікопольців запрошують ...
  14 грудня, біля Пам’ятного знаку ліквідаторам та мирним жителям, які загину...
Нікопольців запрошують ...
      8 грудня о 10.00 біля ЦУМу відбудеться благодійний пам пара...
В Никополе выступит же ...
  28 декабря в Никополе на Европейской площади выступит женская поп-группа...
Стало відомо, як Нікоп ...
 Зовсім скоро весь світ зустрічатиме Новий 2019 рік. Під час новоріч...
Фестиваль кондитерсько ...
  25 грудня, у Нікопольському палаці урочистих подій відбудеться фестиваль ко...
У Нікополі відбудетьс ...
  З 15 грудня по 15 січня у виставковій залі Нікопольського культурно-до...
 
 
  • Администратор
  • DanielDob
  • Black_Fox
  • Надія Ткаченко
  • Администратор
  • Администратор
 
 

 

 

 
Сейчас на сайте: 3
Гостей: 2

Пользователи: 

- отсутствуют

Роботы: 


 Последние посетители: 

 
Все права защищены © Никополь ART 2009-2016