Мы в телеграм

Последние новости Никополя, Марганца, Покрова. Город Никополь, Марганец, Покров - на NikopolNews. Останні новини Нікополя, Покрова, Марганця. Нікополь, Покров, Марганец - на NikopolNews.

 
   
   
   
   
   
   
    
 
    
  
  
  
  
  
       

Я был в Рейхстаге!..

Дата публикации: 19-11-2019

 
   Из цикла «Автографы, сохраненные в Рейхстаге...».


     *  *  *

Людей тех нет уже в помине
С тех пор прошел не день, не год
Но говорят, еще поныне
В немецком городе Берлине
Их слава грозная живет…

                Леонид Игнатенко


                *  *  *

     "Десять дней по дорогам памяти"

     В мае 2020-го Европа будет отмечать 75-ю годовщину со дня окончания Второй Мировой войны. Жители европейских стран попытаются в очередной раз взглянуть на прошлое, осмыслить уроки трагедии, ее причины и следствия. Полагаю, что и нам, потомкам победителей (мой отец был тяжело ранен в январе 1945-го под Кёнигсбергом и вернулся домой 20-летним инвалидом!), чьи отцы, деды и прадеды были обожжены жестоким пламенем той войны не менее европейцев, негоже оставаться в стороне. Вот почему осенью 2019-го я принял предложение одной из студий неигрового кино сняться в многосерийном документальном фильме, посвященном 75-летию Победы – в несложной роли «паломника», совершающего хождение по памятным для каждого нормального человека местам – в Белоруссии, Польше и Германии.   
     Мой герой постоянно в движении – он все время куда-то идет и едет по известному только ему (и режиссеру!) маршруту, конечная цель которого станет известной лишь в конце фильма. Он посетил Брестскую крепость, увидел остатки бывшего «Варшавского гетто», побывал на месте бывшей «фабрики смерти» - концлагеря Майданек, а потом уехал в Берлин.

     "Забудьте о камере!"

     Аэропорт в Белоруссии, куда я прибыл, запомнился мне первыми уроками актерского мастерства, элементам которого пришлось учиться буквально на ходу. Режиссер заставил меня несколько раз подняться по эскалатору и произнести на выходе одну и ту же фразу: «Вот я в Минске! Отсюда начинается мое путешествие!». С пятого, кажется, дубля получилось что-то приемлемое для дальнейшего монтажа в фильме.
     - В камеру не смотрите! Она для вас не существует! Оператор для вас тоже не существует! Вы ведете себя естественно, как в жизни!» - продолжал режиссер.
     - А почему вы не возьмете профессионального актера?
     - В этом и заключается отличие документального кино от художественного! Мы снимаем только реальные события и реальных людей. А профессионального киноактера зритель сразу «раскусит», и такой фильм ему будет неинтересным!
     Так я стал «актером» в документальном фильме, где сыграл самого себя, идущего в кадре по городам и весям европейских стран, по тем местам, где 75 лет тому назад пролегли фронтовые пути-дороги воинов многонациональной Красной Армии.
     Но всякая дорога где-нибудь заканчивается. Моя закончилась в центре Берлина – в Рейхстаге…

     "Брестская крепость"

     В Брестскую крепость мы прибыли теплым солнечным осенним утром.
     О героической обороне Брестской крепости, одной из первых принявшей на себя удар в первые часы 22 июня 1941 г., известно, что гарнизон в первоначальном составе девять тысяч человек более месяца держал оборону в полном окружении немецкой армии численностью около семнадцати тысяч человек. Имеются сведения, что последние очаги сопротивления были уничтожены лишь в конце августа, перед приездом в крепость Гитлера. Чтобы ликвидировать последних защитников, был отдан приказ затопить подвалы крепости водой из реки.
     В 1971 г. на ее территории был открыт мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой». Чтобы увековечить подвиг защитников крепости, большая часть сооружений и по сей день сохраняется в виде руин. Композиционным центром комплекса является главный монумент «Мужество» - бюст воина и штык-обелиск. На обратной стороне монумента барельефы отображают отдельные эпизоды обороны крепости. Рядом установлена трибуна и трехъярусный некрополь, где захоронены останки 850 человек, а на мемориальных плитах выгравированы имена 224 бойцов.
     По словам экскурсоводов, в Брестской крепости есть привидения. Территория крепости, а особенно ее подземелья – сплошная аномальная зона. Здесь часто видят силуэты людей, слышат голоса, детский плач. Однако, призраки эти безобидные. Они появляются, и исчезает, никого не трогая.
     Сами белорусы называют крепость одним из семи чудес Беларуси – всемирно известный мемориал стал символом стойкости советских солдат во время Второй Мировой войны.
     Почтив память павших воинов минутой молчания, мы продолжили наш путь. Вечная память павшим за Родину!

     "Фабрика смерти Майданек"

     Одно из самых жутких мест на Земле, способное вызвать содрогание, находится в Польше, на окраине города Люблин. Это польский «Государственный музей Майданек» - первый мемориальный музей на месте бывшего гитлеровского концентрационного лагеря. Место малоприятное, малопосещаемое туристами, и довольно специфическое.
     Майданек – второй по величине гитлеровский концентрационный лагерь в Европе. Он был создан по приказу Гиммлера осенью 1941 г. В невыносимых условиях на постройке лагеря работали около двух тысяч советских военнопленных, которые в дальнейшем стали его первыми жертвами.
     Первоначально концлагерь был рассчитан на 20 – 50 тысяч заключенных, но впоследствии был расширен, после чего мог принять до 250 тысяч человек.
     Основными узниками Майданека были советские военнопленные, прибывавшие в большом количестве. Их также привозили сюда и из других концлагерей – таких, как Заксенхаузен, Дахау, Освенцим, Флёссенбург, Бухенвальд и др. Лагерь изначально носил название концентрационного лагеря войск СС «Люблин», и только 16 февраля 1943 г. он был официально превращен в лагерь смерти. Для массовых убийств заключенных применялись газовые камеры, а их тела сжигали в крематории.
     Массовое уничтожение людей началось осенью 1942 года. Тогда для этой цели немцы стали использовать ядовитый газ «Циклон Б». Майданек – один  из двух лагерей смерти Третьего рейха, где использовался этот газ (второй – Освенцим). Первый крематорий для сожжения тел узников был запущен во второй половине 1942 года (на 2 печи), второй – в сентябре 1943 года (на 5 печей). В экспозиции Государственного музея Майданек приводятся данные о погибших. Всего в лагере побывало около 150 000 узников. Умерщвлено около 80 000, из них евреев – 60 000.
     Наличие большого количества воронья, которое, похоже, осталось в этом месте еще с тех времен, лишь усиливает ощущение гиблого места. Майданек мы покидали с тяжелым чувством. Такое не должно повториться! Никогда!

     "Варшавское гетто"

     Я много читал про оккупацию Варшавы гитлеровскими войсками, и вот теперь увидел все своими глазами. Согласно нацистским указам, все еврейское население оккупированной Варшавы подлежало переселению в гетто – особый район города, из которого нельзя было свободно выйти. Несколько кварталов города оградили колючей проволокой – в здания внутри периметра согнали евреев со всего города. В дальнейшем их из гетто развозили в вагонах по лагерям смерти.
     Для подавления здравых голосов, протестующих против гетто, нацисты выдумывали всевозможные пропагандистские легенды, объяснявшие «рациональность» такого подхода для обывателей. В Варшаве распускали слухи о том, что евреи являются переносчиками инфекционных заболеваний, а изоляция их в гетто полезна для всех, в том числе и для самих евреев. В трамваях, курсировавших по центру города, нацисты расклеивали плакаты, изображавшие «грязных жидов», разжигая массовую истерию у обывателей, многие из которых стали бояться подавать руку вчерашним друзьям.
     В ужасных условиях гетто ютились около 440 тысяч человек – около 40% от тогдашнего населения города. Почти все евреи были отправлены из гетто в концлагеря, а небольшая их часть, оставшаяся в живых к 1943 г., подняла в героическое восстание – люди  сражаясь против немецких самоходных орудий и элитных боевых частей войск СС с пистолетами и бутылками с зажигательной смесью. Об этом жителям Варшавы напоминает памятник павшим в той неравной борьбе.
     В стерильной и сверкающей огнями реклам современной Варшаве очень трудно представить, что все эти страшные вещи происходили прямо здесь, в двух шагах от стеклянных небоскребов «Варшава сити». Но забывать такое недопустимо!

     "Берлин"

     Осенняя Германия, и ее столица Берлин встретили нас холодной, дождливой и неприветливой погодой. Этот европейский мегаполис не приспособлен для приема случайных, или малообеспеченных людей – пища, тепло и уют здесь дорого стоят. Разумеется, мое путешествие, и все расходы с ним связанные, оплачивались, и я не ощущал каких-либо неудобств, но длительное проживание в гостиницах даже немецкому обывателю не по карману. Гостиницы и рестораны, которых в городе великое множество, явно рассчитаны на людей, приносящих прибыль – на туристов! Отсюда и цены!
     Программа нашего пятидневного пребывания в самом Берлине включала знакомство с городом, с памятниками воинам, павшим при штурме Берлина в 1945 г., посещение выставок современного искусства в стиле модерн, съемки всевозможных достопримечательностей современного города.
     Конечно же, я с особым волнением ожидал посещения конечной цели моего путешествия – массивного серого каменного колосса с государственными флагами Германии по углам, именуемого Рейхстагом, запланированного через день после приезда. Здесь во время реконструкции здания в 1995 – 1999 гг. для работы парламента новой, уже объединенной в единое целое Германии (Бундестага) на внутренних стенах здания были обнаружены более 700 автографов Победы – индивидуальных и коллективных победных надписей воинов Красной Армии, начертанных ими в 1945 г., после окончания Второй Мировой войны в Европе. К этим надписям я имею самое прямое отношение – за семь лет напряженной работы мне удалось впервые идентифицировать, т.е. установить персональное авторство более 200 из них, о чем 9 мая 2019 г. на весь мир сообщила немецкая международная телерадиокампания  Deutsche Welle (DW). Вот почему у меня не возникло препятствий с получением пропуска в Рейхстаг – действующего государственного учреждения, даже несмотря на то, что там в эти дни проходила сессия Бундестага.

     "Рейхстаг"

     Пропуск, и все необходимые разрешительные документы для производства фото- и киносъемок в самом Рейхстаге были подготовлены и согласованы задолго до нашего визита, поэтому никаких сложностей на входе в здание не возникло. Сдав паспорта, и получив взамен жетоны, мы оказались в величественном массивном ретро-здании с современной евро-начинкой, т.е. внутренней инфраструктурой – лифтами, окнами, массивным куполом из стекла и металла.
     Меня же, в первую очередь, интересовали сохраненные автографы Победы – надписи на стенах из 1945-го года.
     И я увидел их! Освещенные тусклым светом на чистых мраморных стенах (во время реставрации стены и надписи были очищены, а затем покрыты прозрачным защитным слоем), победные надписи вызывали удивительный эффект незримого присутствия их авторов. Там же, на уровне Пленарного зала, в нише С, слева, я увидел и хорошо знакомую мне надпись: «Здесь были связисты майора Лихненко. Кавказ – Сочи – Варшава – Берлин – Эльба», оставленную офицерами 245-го отдельного линейного батальона связи, в котором заместителем командира батальона по строевой части был Семен Куцин – отец нынешнего генерального директора Никопольского завода ферросплавов Владимира Куцина.
     Во время пребывания в Рейхстаге мне удалось познакомиться и побеседовать (на английском) с депутатом Бундестага Sevim Dagdelen (женщина) – членом Комитета по иностранным делам. Я рассказал ей об итогах проделанной мною научно-исследовательской работы. В конце беседы она сказала: «-Я приглашаю Вас на конференцию, посвященную 75-летию окончания Второй Мировой в Европе, которая состоится в 2020 г.». Для меня это приглашение было неожиданным и приятным одновременно – это означало признание результатов моей работы немецким политиком. Последует ли письменное приглашение, покажет время.

     "Карин Феликс"

     Судьба подарила мне встречу с замечательным человеком – немецкой исследовательницей надписей в Рейхстаге Карин Феликс.
     Разумеется, заочно я уже был хорошо знаком с результатами научно-исследовательской работы, которую провела на рубеже ХХ-го и ХХІ-го веков референт Службы Бундестага по работе с посетителями Карин Феликс.
     В 2018 г. в Германии была издана ее книга «Здесь был» (Karin Felix «Ich war hier», Berliner Wissenschafts -Verlag, 2018), которая является результатом более, чем 10-летнего подвижнического, за счет личного времени, научно-исследовательского труда автора. По сути, это первый в мире фото-каталог, который позволяет быстро найти в огромном здании каждую, даже самую мелкую надпись. Без такого каталога поиск необходимых надписей в действующем государственном учреждении был бы весьма затруднительным, или вообще невозможным.
     Однако, он не дает ответа на основной вопрос – кто конкретно был автором той или иной надписи? Эту часть задачи выполняют результаты моей работы по персональной идентификации сохраненных в Рейхстаге надписей, которые я разместил в интернете (Вы находитесь именно на этой странице сайта, уважаемый читатель!).
     Взаимодополняющие результаты нашей научно-исследовательской работы привели, в итоге, к созданию надежной и долговременной «Системы идентификации и позиционирования советских граффити в Рейхстаге», или, (на английском): «The Identification and Positioning System of the Soviet Graffiti in the Reichstag», которая уже доказала свою эффективность.
     Если набрать в интернете минимальные биографические данные воевавшего и дошедшего до Берлина предка, или земляка – фамилию, имя и отчество, интернет-система, в случае наличия сохраненного в Рейхстаге автографа, сработает и проинформирует о данном факте (на страницах моих научно-публицистических рассказов!), указывая точное местоположение надписи.
     Таким образом, результаты наших многолетних научных исследований, проведенных независимо друг от друга, являются «двумя сторонами той же медали» и будут актуальны, пока будут существовать сами надписи.
     Автографы солдат и офицеров многонациональной Красной Армии, армий союзников, поставивших победную точку в военных действиях в Европе в 1945 г., навсегда останутся в истории Рейхстага и Мировой истории символом, олицетворением и свидетельством совместного подвига народов мира во имя победы над величайшим злом в истории человечества – нацизмом. Это единственный в своем роде памятник освободителям Европы от нацизма, спонтанно созданный самими же освободителями.
     Сохраненные в Рейхстаге надписи являются достоянием не только Рейхстага, но и всей человеческой цивилизации! Современная Германия хорошо осознает свою историческую миссию и ответственность перед другими народами, и не пытается от нее уйти. Доказательством служит сохранение в стране артефактов, напоминающих о нацистском периоде истории Германии, как предостережение для нынешнего и будущих поколений – это часть сегодняшней немецкой культуры и идентичности.
     К этому же относится и сохранение для потомков части исторических победных надписей на стенах здания Рейхстага, к изучению которых я имею самое прямое отношение.
     Об истории появления автографов Победы на стенах Рейхстага, о фронтовых и послевоенных судьбах значительной части авторах надписей повествуется в моих последующих рассказах.

     *  *  *

     На фото: 18.10.2019 г. Берлин, Рейхстаг. Встреча и беседа с немецкой коллегой Карин Феликс, в ходе которой я сообщил ей о завершении работы над моей книгой «Автографы на стенах Рейхстага».

2019 г.


Ранее мы писали: Які пам`ятки культурної спадщини Нікополя підпали під декомунізацію?

                                                

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
         
 
«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
 
 

 
Куда пойти в Никополе на выходных
...
Не пропусти! В Никополе открывается ав ...
...
В Никополе пройдет STAND UP COMEDY
...
На Нікопольщині розпочали підготовку д ...
...
Осенью в Энергодаре выступит Тина Каро ...
...
 
 
  • Администратор 19.12.2016
    Новорічні святкування (1) / 0
    Администратор-фото
    21 грудня вистав у КЗ "НКДЦ" не буде. За детальнішою інформацією звертайтесь по телефону -  5-15-86
  • DanielDob 04.11.2016
    Никопольская молодежь отм ... (1) / 0
    DanielDob-фото
    5:1 (1:0, 0:1, 4:0). (14-, 54 ), (50), (59) . 32- . , 5 ,
  • Black_Fox 19.05.2016
    Хортинг – казачьи традиц ... (1) / 5
    Black_Fox-фото
    Никопольчане - призеры турнира
  • Надія Ткаченко 02.02.2016
    Алина Николаева- реп (1) / 20
    Надія Ткаченко-фото
    Молодчинка, Алиночка! :) Горжусь своей ученицей!
  • Администратор 22.01.2016
    У Нікополі без вісті проп ... (1) / 0
    Администратор-фото
    Нікопольський відділ поліції висловлює глибоку вдячність усім небайдужим нікопольцям, які відгукнулися на оголошення щодо зниклої 21 січня дівчинки. Завдяки пильності громадян її вдалося знайти вже на наступний день.
  • Администратор 06.01.2016
    Чайка-Любовная лирика (1) / 0
    Администратор-фото
    3 января 2016-го внезапно остановилось сердце поэтессы Ларисы Крикуненко(Чайка). Эта смерть стала полной неожиданностью для близких, родных, друзей и знакомых Ларисы Николаевны, ведь она вела активную общественную жизнь, постоянно проводила творческие встречи, где читала свои волшебные стихи и исполняла песни под бандуру и гитару. Будучи на пен ...
  • Администратор 08.12.2015
    Допоможіть врятувати житт ... (3) / 0
    Администратор-фото
    8 грудня 2015р. в обласній лікарні ім. Мечникова зупинилося сердце, ще одного нікопольського героя - Лацмана Анатолія Івановича.

  • Nadia 06.12.2015
    Допоможіть врятувати житт ... (3) / 0
    Nadia-фото
    Всем спасибо за поддержку и помощь!!! Состояние папы немного ухудшилось из-за пневмонии, кома уже 16 дней((( Еще мой "Герой" получил медаль
  • Nadia 01.12.2015
    Допоможіть врятувати житт ... (3) / 0
    Nadia-фото
    11 дней комы, н ...
  • Администратор 23.06.2015
    Нікополь зустрічав учасни ... (2) / 0
    Администратор-фото
    илья))),
    Вот ссылка на новости горисполкома,где есть репортаж о турнире.
    https://www.youtube.com/watch?v=IZFqcySUtQQ
 
 

 

 

 
 
Все права защищены © Никополь ART 2009-2019