Мы в телеграм

Последние новости Никополя, Марганца, Покрова. Город Никополь, Марганец, Покров - на NikopolNews. Останні новини Нікополя, Покрова, Марганця. Нікополь, Покров, Марганец - на NikopolNews.

 
   
   
   
   
   
   
    
 
    
  
  
  
  
  
       

Бронзовый век: какую одежду носили

Дата публикации: 21-10-2020

Во времена неолита в жизни человечество произошли значительные изменения. Огромный ледник, захвативший обширные просторы Европы, отступил далеко на север. Климат, растительный и животный мир, очертания рек, морей и материков стали близкими к современным. На территории Никопольщины завершилось формирование уникального природного комплекса – Днепровских плавней, сыгравших большую роль в становлении ни одной культурно-исторической общности бронзового века и древнего мира. Степи сменили холодные тундростепи, вымерли многие колоритные представители мамонтового комплекса, включая мамонтов и шерстистых носорогов. В эту эпоху люди изобрели весла, долбленые из дерева лодки, глиняную посуду, сани, серпы, мотыги, ступки, пряжу и ткани. Для производства всего этого появились первые мастерские. На охоте все чаще использовались луки и стрелы, что сделало ее еще более эффективной. Произошел знаменательный переход от присваивающего хозяйства (собирательства, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). Человек стал меньше зависеть от природы, ибо научился производить многие необходимые для питания продукты и материалы для производства одежды. Например уже в середине IV тыс. до н.э. племена Днепро-донецкой культуры, обитавшей на территории нашего края удовлетворяли спрос на мясо на 80-95% за счет домашнего стада. Поэтому охота здесь, все чаще, носила эпизодический характер. В неолите в основном завершился процесс приручения животных начавшегося еще в мезолите, когда была приручена собака. В наших краях развитие скотоводства, происходило несколько иначе, чем в малой Азии и на Востоке. Если там одомашнивание животных началось с овцы и козы, то у нас этими животными был бык и свинья, чьи дикие предки (тур, дикий кабан) во множестве обитали в здешних степях и плавневых лесах. Вероятно, их приручение началось еще в позднемезолитическое время (VII – VI тыс. до н.э.). овца и коза, чьи дикие предки в нашей местности не встречались, попали на берега Днепра в конце V – начале IV тыс. до н.э., возможно, уже прирученными. Позднее всех, уже в эпоху меди, была одомашнена и стала активно использоваться в хозяйстве лошадь. Это знаменательное событие произошло в наших причерноморских степях на рубеже IV - III тыс. до н.э. а предком лошади был легендарный тархан.
У неолитических племен были уже большие каменные ножи, использовавшиеся при обработке и раскройке звериных шкур. Куда более совершенными и надежными стали орудия для изготовления одежды в эпоху меди – бронзы. К этому времени относится и появлении орудий для расчесывания шерсти. Инструменты (иногда даже целые их наборы) для обработки шкур, пошива одежды, плетения и вязания изготавливали из самых разнообразных материалов – кости, рога, дерево, глина. В связи с развитием ткачества в большом количестве изготавливались глиняные пряслица, веретена и разнообразные по размерам и формам глиняные грузики для ткацких станков. Для придания одежде нужного цвета стали шире использоваться всевозможные красители, изготовленные в основном на основе растительных компонентов. Ряд недавних исследования подтверждают мнение о том, что секрет окрашивания шкур животных был известен еще некоторым племенам первобытных охотников. Так, при раскопках палеолитических стоянок археологи обнаружили, что их жители окрашивали свою одежду в розовый цвет, смешивая красную и белую краску. Выяснилось также, что первобытными людьми применялся широкий спектр красок: красная, например, была от темно-вишневой до ярко-алой. Использовали они еще и белую и черную краску. Развитие скотоводства во времена бронзового века позволяло получать более широкий ассортимент материалов для изготовления одежды. Наряду со шкурами и кожей широко стали использоваться шерсть и войлок. Находки в погребениях ряда племен бронзового века предметов, которые могут рассматриваться как символы власти племенных вождей (булавы, кинжалы) указывают на существование у них определенной имущественной дифференциации. Данное явление не могло не сказаться на производстве одежды, что, вероятно, выражалось в появлении специальных, более богато отделанных и украшенных костяными и металлическими пластинами, орнаментной вышивкой и т.д. одеяний, предназначенных для племенных вождей и, по-видимому, жрецов. Такая одежда, вполне очевидно, предназначалась для проведения определенных церемоний. Существует даже вполне обоснованное предположение, что окрашивание одежды в красный и другие яркие цвета было связано с древнейшими культами Солнца и очистительной силой огня.
В бронзовом веке контрастно проявлялись различия не только в уровне развития племен (кто-то уже научился выплавлять металл, а кто-то продолжал жить в каменном веке), но и в уровне их социальной и политической организации. В степной полосе появились первые племенные союзы, что привело к усилению роли племенных вождей и выделению племенной верхушки. Большие различия были даже во внешнем облике и одежде представителей земледельческих и скотоводческих племен. Их представители, обитавшие в различных климатических поясах, также, разительно, отличались друг от друга. В странах с теплым климатом даже представители хорошо знакомых с земледелием, скотоводством и металлургией племен, продолжали довольствоваться одними набедренными повязками, а то и вовсе предпочитали обходиться без одежды. У народов ранних земледельческих цивилизаций Востока появилась одежда из легких тканей, полученных из растительных волокон. Скотоводы-кочевники евразийских степей, постоянно совершенствовали свою одежду и способы ее изготовления. У них появились кожаные рубашки и куртки с рукавами, шерстяные теплые штаны, напоминающие шаровары, добротная и практичная обувь. Благодаря наличию повозок и мобильных конных отрядов для них стали возможны дальние путешествия, что способствовало развития межплеменного обмена. Кочевники и наших степей поддерживали тесные связи с народами Средиземноморья, Северного Кавказа, Древнего Востока. Подобные контакты приводили не только к обмену готовыми изделиями ремесленников, но и заимствованию передовых разработок и технологий друг друга. В том числе и в области изготовления одежды.
В середине III – в начале II тыс. до н.э. на территории современной Никопольщины обитали племена ямной культурно-исторической общности (ямники). Свое название они получили от характера погребений – в ямах, под курганной насыпью. В Никопольском районе погребения данной культуры обнаружены в районе села Шолохово, недалеко от села Капуловка и других местах. Ямники были одним из самых больших человеческих объединений раннего периода бронзового века в Восточной Европе. Они строили курганы, окруженные сложной системой оборонительных стен (высотой свыше 2 м), поселения, кромлехи, сложенные из камне культовые сооружения, которые, возможно, имели астрономическое назначение. Основной отраслью хозяйства ямников было скотоводство, основанное на разведении крупного рогатого скота. В погребениях ямников второй половины III тыс. до н.э. найдены остатки деревянных повозок. Остатки древнейшей из таких повозок обнаружены в кургане Сторожевая Могила, возле Днепропетровска. В качестве тягловой силы использовали быков. Эти животные были возведены ямниками, как и многими другими народами бронзового века, в ранг священных. Свой главный праздник они отмечали в день весеннего равноденствия, которые приходился тогда на созвездие тельца. А в одном из погребений ямной культуры, над перекатом погребальной ямы обнаружены черепа 12 быков. Впряженные в повозки быки помогли ямникам совершить экспансию на Балканы и в Средиземноморье. Многочисленные стада крупного рогатого скота давали им пищу и одежду. Не зря в «Зендавесте» - священной книге древних персов, говорится буквально следующее «В коровах наша потребность, в коровах наша пища, в коровах наша одежда, в коровах наша победа…».
Ссылка на священную книгу древних персов вовсе не случайна. Экономическая ценность животного – один из критериев, по которому жрецы древних религий составляли свой пантеон. Во времена бронзового века бык и корова были возведены в ранг священных животных на обширной территории - от Египта и Средиземноморья до берегов Инда. Священными они считались и у живших на землях современной Никопольщины кочевых племен. С одинаковым почтением к ним относились как оседлые земледельцы, так и кочевники-скотоводы и в этом не было ничего странного. Если у земледельцев хлебопашец с плугом, впряженным в него быком, был главной производительной силой, то для кочевников пара, впряженных в повозку быков, являлась символом их мобильности и возможности совершать дальние путешествия. К тому же бык давал кочевникам еще и кожу, необходимую для изготовления столь нужной им прочной одежды. Поэтому и ценился ими, действительно, «на вес золота». В бронзовом веке как жившие в наших Причерноморских степях кочевники, так и земледельческие народы Средиземноморья и Малой Азии с одинаковым почтением относились к созвездию Тельца. Причем ничего удивительного в этом тоже нет. Между 4200 и 2000 годами до нашей эры точка весеннего равноденствия находилась в созвездии Тельца. На этот период у многих земледельцев приходилось начало нового сезона полевых работ. А у кочевников – начало сезона кочевий, когда большая часть племени снималась с места и откочевывала вместе со стадами на север, чтобы осенью снова вернуться на благодатные Днепровские плавни.
Столь же объяснимо и возвышение кормилицы-коровы как в среде земледельцев так и в среде кочевников. Всего одна корова могла прокормить целую семью, а стадо коров – большую орду кочевников или крупное поселение земледельцев. «Бычий» и «коровий» культ зашли так далеко, что в ряде стран этим животным поклонялись наравне с божествами. Высеченные из камня священные крылатые быки украшали дворцы в Ассирии. Вавилоне и Персии. Египетский священные бык Апис вошел в число богов Нильской долины. У него были свои жрецы, храмы, гробницы и целые дворцы со множеством слуг и рабов. Умерших аписов бальзамировали и хоронили. На Крите поклонение быку вошло в основу мифа о Минотавре. В Греции бык был посвящен Зевсу, а корова – «волоокой» Гере и богине Луны – Селене. В Северном Причерноморьи ямники и катакомбники поклонялись небесному Туру (так они именовали созвездие Тельца), а созвездия звездного неба, по которым они обычно ориентировались во время кочевий по степи Большая Медведица и Малая Медведица получили названия Большой Воз и Малый Воз.
Около ХХ века в Месопотамии была выведена тонкорунная порода овец типа «Аммон» с закрученными спиралью рогами. Полученные овцы обладали тонкой, мягкой и пуховой шерстью, а полученная из такой шерсти ткань оказалась легкой, достаточно прочной и незаменимой для изготовления одежды. Данное открытие, одновременно, стимулировало развитие овцеводства и ткачества. Из Месопотамии тонкорунные овцы попали в Вавилон и Ассирию, а оттуда распространились до Северного Кавказа и Передней Азии. Катакомбники, вероятнее всего, получили таких овец через Северный Кавказ – существование тесных связей катакомбной культуры с кавказскими народами подтверждено многочисленными археологическими находками. В степи тонкорунные овцы хорошо акклиматизировались и вскоре целые их стада стали вольготно пастись на ее просторах. Всем известен греческий миф об отважном герое Ясоне, который совершил на знаменитом корабле «Арго» путешествие в далекую Колхиду (территория современной Грузии) с целью заполучить золотое руно. Ученые считаю, что в этом мифе руно имеет символическое значение, а сам он отражает реальное событие бронзового века – поход греков за тонкорунными овцами, которых в Греции и во всем Средиземноморьи тогда еще не было.
У племен ямной культуры были развиты домашние ремесла – гончарство, изготовление орудий труда и оружия, ткачество, выделка кожи. Не исключено, что ряд изделий из кожи предназначались для межплеменного обмена. Поскольку ямники обитали в пределах огромной территории степи, где были разные климатические и ландшафтные зоны (полупустыни, ковыльные степи, речные долины с плодородными поймами) уместны предположения о наличии в то время определенной региональной экономической специализации. Производством кожи, в том числи и для изготовления одежды занимались Донецкая, степная Приднепровская (населяла и территорию современной Никопольщины), а также Приазовско-крымская группы племен. По вполне закономерным причинам, ямники, в основном, носили одежду из кожи. Лишь незначительная ее часть изготавливалась из тканей животного происхождения из шкур диких зверей. Судя по ряду археологических находок у ямников были распространены длинные, до колен, кожаные куртки и рубашки. Они сшивали их узорными швами и украшали костяными пластинами. В погребениях ямников встречаются костяные, молоточковидные булавки, которые нередко находят вместе с костяными бусами и подвесками из клыков хищников. Использование клыков и зубов убитых животных для бус имело широкое распространение еще с древнейших времен. Эти амулеты, по тогдашним поверьям, охраняли людей от злых сил при жизни и в потустороннем мире после смерти. Получить определенные представления об одежде и снаряжении племен ямной культуры ученым помогают и антропоморфные каменные стелы – мономентальные скульптуры, появление которых относят к концу III тыс. до н.э. другие считают, что это вожди или идолы и связывают их появление с укреплением власти патриархального предка, которому придавали черты божества. Самой известной из таких стел является так называемый Керносовский идол – каменная скульптура, обнаруженная возле с. Керносовка, Днепропетровской области. На изображении представлена одежда ямника-скотовода (скорее всего, длинная кожаная куртка), подпоясанная нешироким поясом, украшенная пластинами, незатейливым орнаментом. Среди снаряжения – булава (символ патриархальной власти), нож или кинжал, каменные молоты, топор (за поясом). Целый ряд деталей указывает на то, что данная скульптура изображает представителя племенной знати – вождя или жреца.
В первой половине II тыс. до н.э. на обширных просторах степи (включая земли современной Никопольщины) появились племена катакомбной культурно-исторической общности (катакомбники). Свое название они получили по характерному обряду погребения – умерших хоронили чаще всего в уже существующих курганах, в подземных, пещерообразных камерах, глубоких подбоях. В 2005-2009 гг. крупное погребение катакомбников было обнаружено на окраине села Капуловка, Никопольского района. Долговременных поселений катакомбников пока нигде не обнаружено. Зато кратковременных поселений пастухов-скотоводов найдено уже довольно много. Обычно они размещались по берегам рек, на высоких песчаных холмах. Находки в погребениях катакомбников большого количества остатков повозок, кибиток наводит на мысль о подвижном образе их жизни, основной причиной которого была потребность в обеспечении увеличивающихся стад пастбищами. Летом скот перегоняли далеко на север, зимой – на юг, где в долинах степных рек, в условиях малоснежных зим, его относительно легко можно было прокормить. Существовавшие на территории современной Никопольщины Днепровские плавни идеально для этого подходили. Здесь какая-то часть населения вела оседлый образ жизни, занимаясь скотоводством, земледелием, различными отраслями общинного хозяйства. При этом большая часть населения с весны до поздней осени кочевала вместе со стадами. Катакомбники установили тесные связи с племенами Северного Кавказа, Передней Азии и Востока. Основное богатство катакомбников – скот являлся собственностью отдельных, патриархальных семей и нуждался в охране, для чего интенсивно вооружалось мужское население. Племена катакомбной культуры изготавливали посуду с настолько сложным узором (елочки, концентрические круги, фестоны, треугольники), что его расшифровка требует специального исследования. А также умели делать сложнейшие хирургические операции, например, такие как трепанация черепа.
В скотоводстве катакомбных племен преобладало новое направление – специализация в овцеводстве, что привело к развитию разнообразных домашних ремесел. Гораздо большее значение, нежели у ямников, приобрело ткачество. Полученные ткани катакомбники умели окрашивать в красные, черные, зеленые и коричневые цвета. Во время раскопок вблизи совхоза «Аккермень» (Запорожская область) были найдены остатки ткани полотняной системы ткания, окрашенной полосами черного и красного цвета. В погребении вблизи села Старогорожено (Николаевская область) катакомба была.


Сергей Тороп



Ранее мы писали: 
Первая одежда

                                                

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
         
 
«    Сентябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
 
 

 
Нікопольців запрошують на \"Козацьку т ...
...
Поблизу Нікополя відбудеться Велика ра ...
...
У Нікопольському районі вшанують Івана ...
...
Стало известно, как в Никополе отметят ...
...
Картини Костянтина Поддубко побачать ...
...
 
 
 
 

Расписание автобусов Никополя

Новости Никополя Марганца Покрова

 
 
Все права защищены © Никополь ART 2009-2021