«Никополь как судьба»: люди, чья жизнь посвящена родному городу

Дата публикации: 10-04-2017

 

«Никополь как судьба»: люди, чья жизнь посвящена родному городуАлександр Михайлович Овчаренко родился в 1931 году, его детство и юность прошли на окраине Никополя — Новопавловке. Интерес к изобразительному искусству появился благодаря соседу Ивану Гузю, который в 1928 году окончил художественный рабфак в Харькове. Саша часами просиживал возле мольберта живописца, мечтая стать настоящим художником. После школы и службы на Северном флоте, выпускник Днепропетровского художественного училища Александр Овчаренко вернулся в родной город с дипломом художника, учителя рисования и черчения.

В 1961 году в Никополе создается студия подготовки художников-оформителей. Среди ее преподавателей — Овчаренко. Уже в 1962-м состоялась Первая городская художественная выставка. Эта традиция со временем укоренилась в Никополе.

Александр Овчаренко воспитал целую плеяду самобытных художников. Сейчас в нашем городе и далеко за его пределами живут и успешно реализуются в творческой деятельности ученики учеников Мастера.

К сожалению, его жизнь трагически оборвалась в 1995-м. О нем забыли на 20 лет. Только сейчас в нашем городе стартовал проект «Никополь как судьба».

Лариса Архипова, 28 лет возглавлявшая биб­лиотеку Дворца культуры Южнотрубного завода, рассказывает:
— В 50-х годах прошлого века в Никополе не было интересных профессиональных художников. Рекламно-плакатные мастера и копировщики картин бойко выполняли заказы на шишкинских мишек и «Неизвестную» Н. Крамского. Александр Овчаренко изменил подход к обучению изобразительному искусству. С этого времени культурная жизнь в городе оживилась. Сегодня Никополь гордится своими мастерами кисти, это художники: В. Прус, В. Фектистов, Н. Галичин, К. Поддубко, В. Хоменко, В. Симаков, В. Валсамаки, Н. Червоткин, Г. Шлыков, В. Живогляд, М. Продан, Н. Луговенко, Н. Зыков и др.

Проект «Никополь как судьба» — рассказ о людях, чья жизнь была посвящена родному городу, в истории которого они оставили след своего творчества. Будет справедливо, если первым героем станет художник и педагог Александр Михайлович Овчаренко.

 

ХУДОЖНИК В ПИДЖАКЕ

Воссоздать образ Мастера помогают воспоминания друзей, коллег и многочисленных учеников.

Педагог-дизайнер Лилия Поддубко рассказывает:

— Александр Овчаренко уникален тем, что на протяжении многих лет был единственным в Никополе, кто прививал основы изобразительной грамоты рабочей молодежи. Он постоянно тянулся к знаниям и умел заразить этим стремлением всех, даже при недолгом общении.

После окончания школы я работала художником-оформителем в кинотеатре им. В.И.Ленина. Знаний не хватало, а в городе была изостудия Овчаренко. Вся обстановка — рисунки на стенах, оборудование, гипсы, стол из красного дерева — впечатлила меня. Особенно педагог: сдержанный, тактичный и — в пиджаке! Художники редко носят пиджаки. Александр Михайлович очень серь­езно относился к своему преподавательскому труду.

НА ПЛЕНЭРЕ

Художник Николай Зыков попал в первый набор изостудии Овчаренко (1961), работая вальцовщиком на ЮТЗ:

— Обстановка на занятиях была демократичной, к учителю обращались по имени. Мне Саша запомнился тем, что очень любил писать этюды под открытым небом и заразил любовью к пленэрной жи­вописи нас, студийцев. Иногда за час до смены на заводе мы вместе с ним бежали в ближайший парк писать этюды, в любую погоду и время года. Занятия проходили три дня в неделю, а по выходным всей гурьбой мы с самодельными этюдниками переправлялись на катере в село Каменка для работы на пленэре. За любовь к прекрасному я благодарен именно Александру Овчаренко.

ВЗЯТЬ ВЫСОТУ

У никопольского биолога-краеведа Олега Торопа в жизни было несколько учителей, которых он вспоминает с особой теплотой. Один из них — Александр Овчаренко.

— К своим ученикам Александр Михайлович всегда относился как к личностям, делал все, чтобы способности каждого из нас могли максимально раскрыться. Помню, как на одном занятии я не смог справиться с поставленным заданием. Учитель нашел нужные слова, чтобы успокоить меня. Он сказал, что альпинистам с первого раза тоже не всегда покоряются вершины, а спорт­сменам — олимпийские рекорды. Александр Михайлович предложил на время отложить эту работу, заверив, что когда-нибудь я сам захочу ее доделать. Позже я вернулся к трудной теме, провел за рисованием почти целый день и, волнуясь, показал учителю то, что получилось. Он похвалил меня. Художником я так и не стал, но знания и умения, приобретенные в изостудии Овчаренко, не раз помогали мне в жизни.

СОХРАНИТЬ ­НАСЛЕДИЕ

Живописец Виктор Хоменко с Александром Овчаренко общался час­то:

— Он заходил ко мне в мастерскую, я бывал у него дома. Нас объ­единяла страсть к коллекционированию книг по изобразительному искусству. Саша гордился: «За мою библио­теку можно купить целый Черноморский флот!» Бывало, тратил на ­художественные альбомы последние деньги.

К сожалению, Овчаренко как художника я открыл только пос­ле его смерти. Когда его не стало, я обеспокоился, чтобы сохранить такое прекрасное собрание — более 300 книг. Мечтал, чтобы в городской центральной библиотеке отвели отдельный стеллаж с надписью «Библиотека педагога-художника А.М. Овчаренко». Мы с работником библиотеки начали составлять каталог, но вмешались родственники и след собрания затерялся. Следует отметить, почти все никопольские художники отдавали Александру Михайловичу своих детей учиться рисовать.

Проект «Никополь как судьба» призван представить широкой общественности художественное наследие Александра Овчаренко, рассказать о нем через воспоминания современников, сберечь память об этой знаковой для Никополя личности. Мы будем благодарны всем, кто откликнется и примет участие в нашем проекте.

Подробнее можно узнать по тел. 050-84-20-197, на сайте БИЦ «Слово» bizslovo.org, в соцсетях ВК и FB КультурНик.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Приглашаем всех к участию в культурологическом проекте
«Никопольский художник-педагог Александр Михайлович Овчаренко»
(воспоминания учеников и современников).
1. Форма: художественный альбом.
2. Структура:
Раздел I. «Творческий портрет Мастера».
Раздел II. «Благодарные ученики».
Раздел III. «Современники художника».
3. Авторы идеи — Эдуард Малетич, председатель Никопольского союза художников, Игорь Богданенко, художник-педагог, ученик Овчаренко А.М.
4. Исполнители проекта, соредакторы — Лилия Поддубко, Елена Щербова.
5. Участие в издании альбома платное, благотворительные взносы поощряются.
6. Контактные данные: тел. 056-622-14-20 моб. тел. 050-84-20-197,
e-mail: amo2016@meta.ua

Елена Щербова

 

                                                

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
         
 
«    Июнь     »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
 
 

 
День молоді
ЩО?: День молоді ДЕ?: алея за будівлею міської ради, Європейська площа КО...
Кіноніч
ЩО?: Кіноніч...
Керамічний симпозіум « ...
ЩО?: Керамічний симпозіум «Скіф та я» ДЕ?: за будівлею краєзнавчого музею ...
День скорботи і вшанув ...
22 червня о 10.00 – хвилина мовчання на вшанування пам’яті загиблих у ІІ Світовій вій...
День молодежи
ЧТО?: День молодежи...
Персональна виставка В ...
ЩО?: персональна виставка Вікторії Ломаки ...
Пляжная вечеринка» «Be ...
ЧТО?: Пляжная вечеринка» «Beach Disco Party»...
 
 
  • Администратор
  • DanielDob
  • Black_Fox
  • Надія Ткаченко
  • Администратор
  • Администратор
 
 

 

 

 
Сейчас на сайте: 5
Гостей: 5

Пользователи: 

- отсутствуют

Роботы: 

- отсутствуют

 Последние посетители: 

 
Все права защищены © Никополь ART 2009-2016