Марганец музыкальный: от 60-х до современности

Дата публикации: 13-12-2016

Марганец музыкальный: от 60-х до современностиКакая же дата является точкой отсчёта массовой музыкальной культуры в нашем городе? Сергей Гармаш, руководитель коллектива «Калейдоскоп», отождествляет её с августом 1953 года, когда в преддверии Дня шахтёра сдали проект Дворца Культуры, ставшего оплотом организованного досуга и культурного развития.

Что являла собой музыка до 60-х? В основном, это были впечатляющие симфонические оркестры с домрами, мандолинами, гитарой - естественно, в акустическом варианте. К началу 70-х в СССР зародились первые коллективы ВИА (вокально-инструментальные ансамбли) – обличья музыкальной культуры того времени. Первой ласточкой этого движения в Марганце стал коллектив «Акварели» (1970 г.), за ним ступили на творческий путь «Грёзы», а с середины 70-х вокально-инструментальное движение расцвело и разрослось, охватив всю территорию города: от каждого красного уголка ЖЭКа до крупных цехов МГОКа. Последний был поставщиком ВИА-составов, особенно при самых прогрессивных шахтах того времени – 9/10 и 4/7. На лентоткацкой фабрике действовала огромного размаха самодеятельность: представьте себе хоры человек эдак по 25-30, все в костюмах и с полным инструментарием (аппаратура, колонки, клавиши и т.д.).

Чем же было обусловлено такое количество ВИА? Государственной программой или человеческим энтузиазмом? «Паззл сложился в нужное время из нужных кусочков», - утверждает наш путеводитель по истории музыки Сергей Гармаш. «ВИА распространялись во всесоюзном масштабе, и в стране выпускались пластинки миллионными тиражами каждые три дня». Тематический состав вполне предсказуем: львиная доля песен слагалась на патриотические темы, но упор шёл всё-таки на лирику («Там, где клён шумит» и т.д.).

Марганец музыкальный: от 60-х до современности

 


«Все хотели пластинки, ведь не было ни гитар, ни других инструментов. Школьники мастерили из фанеры гриф и натягивали на него бельевую верёвку, имитировали игру на кастрюлях и крышках. Была тяга к музыке, потому что это было совершенно новым после традиционных советских певцов вроде Клавдии Шульженко, которые стояли и пели про родину, космос и партию. Выучить пару аккордов на гитаре не составляет труда, а играть уже можно».

Распространение ВИА стало новым видом самовыражения человека, компромиссом между «руководящей ролью партии» и роком. Они плеснули краски на бледную в музыкальном отношении страну. Этому способствовал демократизм движения и его новизна, к тому же, инструменты стоили дёшево (гитара оценивалась в 120 советских рублей). Однако играть и петь хотят все, но получается это по-разному, поэтому из сотен ВИА стали выделяться более талантливые и одарённые.
Само собой, все танцы в Марганце - и зимой, и летом - проходили под ВИА. И здесь музыкальные предпочтения разбились на два лагеря.

На танцплощадке в ДК выступал популярнейший ВИА «Горняк» во главе с директором кондитерской фабрики Владимиром Пристюком (клавиши). Другие музыканты, вошедшие в постоянный костяк группы, здравствуют до сих пор: Виктор Рабийчук (барабаны) и вокалисты Николай Леонов и Юрий Третяк. Исполняли они не по-простому, а так, как положено в ВИА-культуре: все музыканты играют, строят вокальные подклады, и все в это же время поют. На фестивалях в Днепропетровске мастерство «Горняка» удостаивалось высокой оценки жюри, и неоднократно они возвращались с победой.

Марганец музыкальный: от 60-х до современности

 


Конкурентами парка Островского были так называемые танцы «на низу», в парке рудоремонтного завода. Стоит отметить развитую инфраструктуру Марганца в советские годы: в обоих парках работала масса аттракционов, кафе-мороженое, потому толпы людей стекались туда, начиная с пятничного вечера, и на протяжении выходных яблоку негде было упасть. Кстати, парк рудоремонтного завода был младшим братом Островского не только по кузнице кадров, но и по аналогичному развлекательному сектору.

Весь микрорайон Вокзала, Энгельса, Куйбышева собирался там, но не только потому, что ближе. «Горняк» обычно выбирал песни «Синей птицы», «Весёлых ребят» - то есть отечественных ВИА. А на рудоремонтном ориентировались на Запад – там звучали Hotel California группы Eagles, Uriah Heep в исполнении вокалиста Гарика Баранцова (он же стучал на барабанах) и Анатолия Сотникова (гитара, аранжировка, иногда ударные). Последний не забросил со временем музыку – нынче играет в группе «Бумеранг».

А в 1985 году Сергея Гармаша занесло на мебельную фабрику. Он поскрёб по сусекам, нашёл кое-какие инструменты и организовал начальный состав музыкального коллектива для души. Люди приходили и не задерживались надолго, скоропостижно отсеиваясь по банальным рутинным причинам. И ключевую роль в формировании группы сыграло появление Олега Вихитанца. Сам из Нижнего Тагила, он занимался музыкой в Свердловске с Бутусовым, имел чувственный красивый голос, был генератором идей. Но главное – Олег взял курс на создание авторских песен. Так в 1986 году в Марганце появился первый коллектив, исполняющий только собственный репертуар – «Азимут». В состав также входил Владимир Танаганян (ударные).

Музыканты обзавелись новой аппаратурой, достойными гитарами с фузами, новыми усилителями; в Молдавии Вова Танаганян достал бас-гитару «Рикенбекер». Острые шипы и напульсники создавали соответствующий антураж, в стиле которого творил «Азимут». «Марганецкий доморощенный хард-рок – как могли, так и играли», - с улыбкой вспоминает Сергей. «Мы смотрели хит-парад, где верхние строчки занимал Accept, Motorhead, AC/DC, и, соответственно, песни были рифовые».

Марганец музыкальный: от 60-х до современности

 

В 1988 году «Азимут» ездил на крупнейший фестиваль на приз газеты «Юность» в Днепропетровске. Сцену делили с такими группами как «Мастер», «Коррозия металла», «Аквариум», «Мистер Твистер». В 1989-ом Сергей Гармаш покинул мебельную фабрику и после 90-ого года его пути с Вихитанцем разошлись. В 90-х Олег ещё руководил ансамблем «Деймос» в ДК.

В период примерно с середины 60-х до конца 90-х прошлого века популярные песни с концептуально богатым произносимым содержанием сыпались как из рога изобилия. В музыку шли философы, поэты, непризнанные гении с «идеями» — и находили успех, немыслимый в академических аудиториях. И вдруг на переломе веков выяснилось, что сказано почти всё.

Перестройка, гласность, смена строя и закат СССР отразились на всех сферах жизнедеятельности. Полки магазинов опустели, а ВИА, блеснув на культурном небосводе, логично и закономерно отошли в небытие. К концу 80-х мир обуяло диско (Modern Talking, Boney M и т.д.) и после перешло в электронные проекты. А марганецкую музыку ожидал новый виток развития – бунтарские 90-е и незабвенные нулевые. Но об этом – в следующем номере.



Юлия Морозова
Фото из архива Сергея Гармаша

 

                                                

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
         
 
«    Июль     »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
 
 

 
Сімейний вікенд
ЩО?: Сімейний вікенд...
«Творча планета»
Шановні нікопольці! 8-го липня, о 17.00 центр освіти для дорослих запрошує на майстер...
Велоквест
ЧТО?: Велоквест...
День молоді
ЩО?: День молоді ДЕ?: алея за будівлею міської ради, Європейська площа КО...
Кіноніч
ЩО?: Кіноніч...
Керамічний симпозіум « ...
ЩО?: Керамічний симпозіум «Скіф та я» ДЕ?: за будівлею краєзнавчого музею ...
День скорботи і вшанув ...
22 червня о 10.00 – хвилина мовчання на вшанування пам’яті загиблих у ІІ Світовій вій...
 
 
  • Администратор
  • DanielDob
  • Black_Fox
  • Надія Ткаченко
  • Администратор
  • Администратор
 
 

 

 

 
Сейчас на сайте: 6
Гостей: 5

Пользователи: 

- отсутствуют

Роботы: 


 Последние посетители: 

 
Все права защищены © Никополь ART 2009-2016