История Города

Дата публикации: 28-03-2012

Античные времена

Первые поселения на территории сегодняшнего Никополя возникли ещё во II тысячелетии до нашей эры, когда здесь обитали древние племена киммерийцев. Но в VII веке до н.э они были изгнаны в Малую Азию пришедшими с востока скифами, — кочевыми ираноязычными племенами под влияние которых попали земли лесостепной зоны Левобережной и Правобережной Украины. Здесь они образовали раннеклассовое государство и достигли значительной военной и экономической мощи, поддерживали активные связи с античными городами Северного Причерноморья, осуществляли военные походы на соседние и отдалённые земли.

Развитие скифского государства достигло своего апогея в середине IV века до н. э. Однако после появления сарматов на западе от Днепра, государство начало постепенно приходить в упадок. Впоследствии, на протяжении длительного времени, вплоть до XIII века нашей эры, этими территориями овладевали разные кочевые народы — готы, гунны, авары, булгары, хазары, угры, печенеги, половцы, ногайцы. Во второй половине I тысячелетия нашей эры через эти места проходил знаменитый путь из варяг в греки, соединявший страны Северной Европы и Киевскую Русь с Византийской империей. Здесь было пересечение греческого пути и Соляного пути из Крыма.

Никитин Рог, Славянск.

Первое упоминание о Никополе датируется 1594-м годом по записям в дневнике австрийского дипломата, военного деятеля и путешественника, Эриха Лясоты, В то время усиление феодально-крепостнического гнета привело к бегству крестьян и горожан в незаселённые степные районы среднего течения Днепра, за пороги, где отсутствовала эксплуатация, и лежали неосвоенными огромные площади плодородных земель. Стремление к самозащите от набегов татар привело к возникновению казацких крепостей, получивших название сечей. Одна из них, располагавшаяся тогда на территории нынешнего города, называлась Никитинской.

Никитинская Сечь образовалась в 1638 году и располагалась на Никитином Роге. Так назывался мыс на правом берегу Днепра, неподалёку от ныне затопленного Каховским водохранилищем Стукалового (Орловского) острова. Своё название Никитинская Сечь очевидно получила от самого Никитиного Рога. К сожалению, история не даёт достоверных фактов происхождения собственно названия Никитин Рог. По одной из легенд мыс назвали в честь поселившегося здесь одного предприимчивого украинца Никиты, принимавшего походы против бусурман, с которыми Украина издавна вела войны.

11 декабря 1647 года на Никитин Рог со своим сыном Тимофеем прибыл Богдан Хмельницкий, а 19 апреля 1648 года на общем казацком совете он был избран гетманом Войска Запорожского. Хмельницкий произносит перед казаками трогательную речь, которая глубоко запала в сердца запорожцев и подняла их на высокий подвиг освобождения Украины от польского ига. Так началась Освободительная война украинского народа против Речи Посполитой.

Сегодня, на месте собрания исторического совета и избрания гетманом Богдана Хмельницкого, на пролегающей здесь ныне ул. Никитинской, установлен памятник.

Никитинская Сечь просуществовала недолго. В 1652 году на её месте образовалась новая Чертомлыцкая Сечь, а в 1667 году согласно официальному польско-русскому договору слово сечь было заменено на перевоз. Так образовалось поселение Никитин Перевоз. В 1734 году Никитин Перевоз обретает статус села, а в 1753 в официальных документах это место называется Никитинской Заставой. Это был важный пограничный пост Войска Запорожского Низового до 1775 года. Здесь располагались войсковая часть, таможня с пограничным комиссаром от московского правительства для рассмотрения споров между запорожцами и татарами, почтовый узел, церковь Святой Покровы Богородицы и около 40 домов семейных запорожцев. Кроме всего, здесь ещё жил и переводчик, который знал кроме русского и украинского языков, турецкий и татарский и обеспечивал всех, кто ехал в Крым и дальше за границу, билетами на турецком и татарском языках. В 1775 году Никитин Перевоз вошёл в состав Екатеринославского уезда одноимённой губернии как внештатный городок под названием Славянск. Основой же официального летоисчисления современного Никополя является государственный документ Российской империи «План вновь проектируемого укрепления Никополь, что прежде назывался Никитин перевоз для содержания воинской команды одного батальона» от 30 марта 1780 года.


 

Важный торговый центр

На рубеже XVIII и XIX веков Никополь постепенно становился важным торговым центром на Приднепровье. Выгодное географическое положение на перекрёстке водного и сухопутного путей способствовали экономическому развитию города. В 1793 году в Никополе было 425 дворов, 1,388 мужчин, 476 женщин; под усадьбой находилось 200 десятин земли, под пашней 24,000 десятин, сенных покосов 3,000 десятин, лесу 1,800. Неудобной земли насчитывалось 1,600 десятин, а всего — 36,000 десятин земли.

В 1795-97 гг. в Никополе была сооружена новоустроенная деревянная пятикупольная Свято-Покровская соборная церковь(впоследствии уничтоженная в 1934 году), бывшая своего рода хранилищем запорожской старины. Здесь находилась запорожская историческая и церковная литература, в том числе Евангелие, серебряные чарки кошевого атамана Ивана Сирко, запорожские одеяния, посуда.

В 1805 году вышел  указ о прокладке Чумацкого транзитного пути через Никополь для вывоза соли из Крыма и организации Солёного управления, бравшего плату за переезд через мост деньгами и солью. Чумацкий Никитинский путь шёл от Никополя на Кременчуг с разветвлениями дорог. Рекордными показателями отличился 1842 год, когда через переправу в обе стороны прошли 101,5 тыс. человек и почти 55 тыс. фур и возов с солью и другими товарами.

26 января 1834 года указом императрицы в Никополе было учреждено Вольное матросское общество,  что способствовало дальнейшему развитию торговли в нашем городе. В 1857 году в городе уже насчитывалось 1,537 вольных матросов из 6,5 тыс. населения местечка. Они занимались перевозкой водным путём всевозможных грузов и подготовкой молодых речников. Матросские общины составляли вольное сословие, ряды которого пополнялись за счёт сельского населения, охотно вступавшего в них.

Входившие в матросский цех освобождались от подати и рекрутчины и получали земельные наделы. В течение пяти лет матросы обязаны были служить на флоте и в случае войны призывались в действующую армию. С 1856 года в Никополе матросы содержали на свои средства школу — матросское приходское училище, где дети два года изучали граммматику, арифметику и Закон Божий. Никопольские вольные матросы принимали активное участие в создании Черноморского флота и всех важнейших его боевых операциях, участвовали в Крымской войне 1853—1856 гг. и героической обороне Севастополя. За храбрость и мужество, проявленные в боях, 253 из них были награждены медалями.

В марте 1836 года в городе была открыта почтовая контора с дилижансовым сообщением, хотя почта была и раньше. 20 октября 1847 года в Никополь прибыл первый пароход «Луба». Это событие собрало у берегов Днепра половину тогдашнего населения города. А уже в 1858 году было положено начало регулярных пароходных рейсов на линии Александровск — Никополь — Одесса. В 1859 году в Никополе местной городской полиции было разрешено выдавать свидетельство на право торговли лицам торгового сословия с соблюдением всех установленных правил. Никополь становился значительным торговым центром на Днепре.

Во времена Крымской войны 1853—1856 гг. Никополь и Никитинская переправа были важным центром, где переправлялись войска и санитарные обозы. Здесь находился в 1855-56 гг. госпиталь № 30, в котором умерли 1,252 участника войны и героической обороны Севастополя. В госпитале процветало казнокрадство. Часто умерших начальство выдавало за живых, получая за них пайки и деньги. С приездом первых русских сестёр милосердия, обстановка в госпитале улучшилась.

В 1864 году население Никополя составляло 7,046 человек. Здесь уже насчитывалось 1,229 жилых домов (1,220 деревянных и 9 каменных), 6 магазинов (4 частных и 2 общественных), три салотопенных завода, три свечных завода, два кирпичных завода, две пивоварни и лесная пристань. Действовали 4 ярмарки: Вознесенская, Успенская, Благовещенская и Дмитровская. Последняя отмечалась преимущественно торговлей хлебом в урожайные годы.

Темпы промышленного развития города значительно возросли к концу XIX века, с началом разработки обнаруженных неподалёку марганцевых руд. Разработку месторождений вели 9 акционерных обществ, где преобладающее влияние оказывали бельгийские и французские капиталисты. Развитию промышленности и торговли также способствовал хорошо развитый речной транспорт.

Ознаменовавшее начало XX века революционное брожение в России, захватило и рабочих никопольских предприятий. Жестокие условия труда и мизерные зарплаты повлекли волну забастовок, первая из которых состоялась в начале сентября 1903 года в швейных мастерских. Особого накала классовая борьба в Никополе достигла в 1905 году. Как только в городе стало известно о кровавых событиях 9 января в Петербурге, сотни никопольских рабочих объявили забастовку. В ноябре 1905 года начали бастовать работники почты, а через месяц и железнодорожники.

Но вскоре, выдержав основной революционный натиск и оправившись от замешательства, царизм перешёл в наступление, жестоко подавляя разрозненные выступления рабочих и крестьян. Отхлынувшая революционная волна как бы обнажила остов старого города. Жизнь в Никополе входила в наезженное русло провинциального существования. Рабоче-крестьянский протест, наполнявший его в годы революции ожесточённой борьбой и жаждой свободы, ушёл вглубь. Казалось и сам город погружался в темноту. Особенно сильным это ощущение было с наступлением ночи, когда редкие керосиновые лампы жалкой россыпью обозначали все 30 километров никопольских улиц. Только десятая часть их блестела булыжником, остальные тонули в грязи…

Накануне первой мировой войны население Никополя возросло до 30 тыс. человек, но это был всё тот же крытый соломой и камышом провинциальный городишко. Из 2,700 зданий только несколько десятков были каменными, водопровод и канализация отсутствовали. Воду брали в Днепре и развозили в бочках по дворам. Медицинское обслуживание по сравнению с периодом Крымской войны несколько «шагнуло вперёд». В двух больницах на 40 коек работали 6 врачей, 12 фельдшеров и акушерок. В городе действовало сельское училище для мальчиков, коммерческое и морское училища. Девочки обучались в частных школах. Открылись две платные библиотеки.

Повсеместная хозяйственная разруха, недостаток продовольствия в годы первой мировой войны ухудшили и без того чрезвычайно тяжёлое материальное положение трудящихся города. Сокращалось производство, резко снижалась заработная плата, среди населения усиливались антивоенные и антисамодержавные настроения. Поэтому известие о свержении самодержавия никопольские трудящиеся встретили с ликованием.


Советский период

До войны

Советская власть в Никополе была провозглашена 10 ноября 1917 года. Тогда же в паровозном депо состоялось общее собрание железнодорожников, участники которого избрали свой революционный комитет. Рабочие собрания и митинги прошли и на других предприятиях, а вскоре был создан городской ревком. В его состав вошли В. Г. Антипов (председатель), Н. Н. Куксин, Я. Л. Терещенко, и другие известные в Никополе большевики. Они тут же приступили к неотложным делам: трудоустройству безработных, конфискации у буржуазии и распределением среди неимущих продовольственных запасов, пресечением контрреволюционных вылазок и искоренением бандитизма.

Восстановление народного хозяйства Никополя, пришедшего в полный упадок за семилетний период войн — мировой и гражданской, — потребовало от никопольчан не меньшей самоотверженности, чем борьба с армиями белогвардейцев и интервентов. Лишённые топлива и сырья, остановились практически все предприятия города. Костлявая рука голода тянулась к горлу тысяч никопольчан. В 1924 году, после смерти В. И. Ленина, его имя было присвоено заводу сельскохозяйственных машин и инвентаря. Рабочие завода в течение года наладили производство сельскохозяйственных бункеров, сеялок, молотилок и товарного чугунного   литья. С этого завода и началось возрождение городской промышленности.
К концу восстановительного периода в Никополе, кроме завода имени В. И. Ленина, действовали 33 мелких предприятия, главным образом по переработке сельскохозяйственной продукции и изготовлению различного сельскохозяйственного инвентаря. Кроме того работали два кожевенных завода, семь тепловых мельниц и четыре бричечные мастерские, началось строительство городской электростанции. В 1925 году из 10 тыс. человек проживавших в городе, почти треть была занята в промышленности, больше половины в сельском хозяйстве. В 1922 году открылась Красногригорьевская технико-агрономическая школа имени Т. Г. Шевченко (нынешний колледж Днепропетровского Национального аграрного университета).

8 августа 1931 года Президиум Верховного Совета народного хозяйства СССР принял решение о сооружении в Никополе мощного трубного завода. А уже 1 мая 1932 года после праздничного митинга, посвящённого началу строительства завода, были заложены первые камни фундамента будущего ремонтно-строительного цеха. В эти же дни началось строительство первого в городе четырёхэтажного здания на Соцгороде. В 1933 году строительство завода было внесено в число ударных строек. Здесь трудились более 9 тыс. человек. 18 апреля 1935 года был пущен трубопрокатный стан цеха малых агрегатов. Эта дата является официальным днём основания Никопольского Южнотрубного завода, вскоре ставшего крупнейшим промышленным предприятием в Европе.  Сооружение трубного гиганта оказало огромное влияние на всё социальное и культурное развитие Никополя.

Дальнейшее развитие в Никополе получили предприятия пищевой и строительной сферы. В 1934 году действовали один механизированный кирпичный завод и два завода с ручной формовкой. Вступил в строй новый хлебозавод. В предвоенные годы были реконструированы пивоваренный завод и мясокомбинат. Большим событием в жизни города стала электрификация железнодорожной магистрали Кривой Рог — Запорожье. В 1934 году здесь пошли первые на Украине электропоезда.

Накануне Великой Отечественной войны Никополь быстро приобретал черты социалистического города. В 1937 году он стал городом областного подчинения. В западной части города вырастал новый жилой район — Соцгород. В городе насчитывалось свыше 30 магазинов, открылась гостиница и дом колхозника. Работали 4 больницы с поликлиническими отделениями, в которых трудились 54 врача. В 23 средних школах работали 420 учителей. Культурные запросы никопольчан удовлетворяли 4 библиотеки с книжным фондом 200 тыс. экземпляров.

Во время войны

В первые дни войны из Никополя отправились на фронт более 1,600 человек. Когда фронт приблизился к берегам Днепра, началась эвакуация промышленных предприятий и учреждений в восточные районы страны. Металлурги Южнотрубного завода в течение недели демонтировали прокатное оборудование и вывезли его в город Первоуральск. Туда же выехали с семьями многие рабочие, инженеры и техники. В августе 1941 года в посёлок Белая Холуница Кировской области был эвакуирован завод строительных машин им. В. И. Ленина. В 45 километрах от близжайшей железнодорожной ветки, в условиях бездорожья и нехватки транспортных средств, его коллектив с помощью местного населения сумел наладить работу и стал выпускать продукцию для фронта.

17 августа 1941 года фашистские войска захватили Никополь. Тогда же в городе были сформированы два партизанских отряда под командованием П. Н. Куцевола и Ф. Т. Рыжикова, впоследствии оказывавших серьёзное сопротивление немецким оккупантам. Изначально общая численность отрядов составляла 83 человека, а к осени 1941 года в них насчитывалось уже более 700 человек, что делало на то время Никопольский район основным местом сосредоточения партизанских сил южных областей УССР. Особенно партизанские отряды Никополя отличились 9 октября 1941 года в районе села Грушевой Кут при попытке батальона СС форсировать реку Скарбную. После тяжелейшего восьмичасового боя, с потерей более 120 немецких солдат и офицеров, враг отступил.

Оккупация Никополя продлилась два с половиной года. 8 февраля 1944 года совместными усилиями 3-го и 4-го Украинских фронтов Никополь был полностью освобождён от немецко-фашистских захватчиков. В этот день Москва салютовала освободителям города 12 залпами из 124 орудий. Около полутора тысяч советских солдат, отдавших жизнь за освобождение Никополя, похоронены в братских могилах города.

В рядах Красной Армии на всех фронтах войны сражались более 8 тыс. никопольчан, половина из которых погибли. Свыше 5 тыс. были награждены боевыми орденами и медалями. За героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 24 никопольчанина были удостоены звания Герой Советского Союза, а лётчик П. А. Таран удостоен этого звания дважды.

После войны

Общая сумма материального ущерба, причинённого Никополю за годы войны, составила почти 1 млрд рублей. В руинах лежали более 900 домов и 26 заводских цехов. Постепенному восстановлению города способствовала неоценимая помощь многочисленных приезжих из разных уголков всего бывшего СССР. На восстановлении Южнотрубного завода трудились посланцы из Грузии, Азербайджана, Российской федерации. А уже в сентябре 1944 года здесь прокатали первую трубу. До конца года вступили в строй завод строительных машин им. В. И. Ленина, кирпичный, пивоваренный, хлебозавод и мебельная фабрика.

Важную роль в дальнейшем позитивном развитии Никополя сыграло искусственно созданное здесь в 1956 году Каховское водохранилище. Со временем Никополь превратился в крупный речной порт, соединявший города, лежащие вверх против течения Днепра с Чёрным морем.

В 1962 году в Никополе развернулось строительство нового промышленного гиганта — завода ферросплавов, остающегося и по сегодняшний день крупнейшим ферросплавным предприятием Европы и бывшего СССР и одним из крупнейших промышленных предприятий в Украине. Первую продукцию завод дал 6 марта 1966 года.. Строительство и введение в эксплуатацию Никопольского завода ферросплавов способствовали резкому увеличению населения города. Если в конце 50-х годов население Никополя едва превышало 80 тыс. жителей, то к 1970 году в городе проживали уже 125 тыс. человек. Таким образом всего за десятилетие население Никополя возросло более чем на 60 %.

В 1980 году Президиум Верховного совета СССР наградил город Никополь орденом Трудового Красного Знамени за высокие достижения в развитии народного хозяйства и в связи с 200-летием основания города. В последующие годы промышленные предприятия Никополя добивались значительных успехов, что положительно сказывалось на развитии города в целом и качества жизни его населения. В 1991 году, накануне распада СССР, был зафиксирован рекордный для города показатель численности населения. В Никополе проживали 161 тыс. человек.

В последнее десятилетие XX века, трудности экономического развития независимой Украины обозначили весьма негативное влияние на положение социальной сферы города. Падение уровня жизни и социальной защищённости горожан, снижение покупательной способности и рост уровня безработицы привели к процессу резкой депопуляции населения города. Только за 6 лет, в период с 1992 по 1998 год, население Никополя сократилось на 15 тыс. человек, что составило почти 10 % от общего числа жителей, проживавших в городе на момент распада СССР, а к концу 90-х годов Никополь вошёл в десятку «лидеров» среди городов Украины по уровню депопуляции.

Но всё же постепенный выход экономики страны из состояния стагнации в начале XXI века, обусловил определённые тенденции к оздоровительным процессам всех сфер жизнедеятельности города. Одним из таких стал в 1999 — 2000 гг. длительный и широкомасштабный процесс реструктуризации, находившегося на тот момент в крайне сложном положении, Никопольского Южнотрубного завода, с разделением его на несколько закрытых акционерных обществ, что в скором времени привело к частичному восстановлению производственных мощностей, созданию новых рабочих мест и, по сути, «вдохнуло в предприятие вторую жизнь».

Сегодня Никополь является одним из крупнейших промышленных центров Днепропетровской области и Украины, на территории которого действуют множество разноотраслевых промышленных предприятий, активно развиваются малый и средний бизнес. Согласно генеральному плану застройки центральной части города, в Никополе на территории общей площадью более 1 км?, прилегающей с востока к Центральной площади, в ближайшие годы планируется возвести ряд объектов культурно-социальной сферы, построить многоэтажные жилые дома элитного профиля и торгово-развлекательные центры.





 

Геральдика


Современный герб был утверждён решением Никопольского городского совета 28 ноября 2000 года. Его описание гласит следующее: "Испанский щит, в лазоревом поле которого казак на коне с саблей в правой руке, поднятой над головой. Золотой всадник скачет над двумя серебряными шиповидными полосами. Наверху над всадником и ниже горизонтальных полос — по золотой 8-конечной звезде, по бокам которых расходятся по три серебряных 8-лучевых звезды. Каждая последующая меньше предыдущей. Герб вписан в декоративный картуш серебряного цвета, увенчанный трехбашневой городской короной с симметричными верхним и нижним акантовым узором. В средней части — асимметричное изображение пергамента с завёрнутыми краями, из-под которых слева от зрителя гетманская булава, а справа от зрителя — бунчук. В нижней части картуша — нижняя часть адмиралтейского якоря.

Цвет щита символизирует небесный свет, чистые воды, верность, честность и безукоризненность. Золото означает силу, богатство и постоянство, серебро — неприкосновенность. Они используются для символического отображения природных и геральдических фигур и идеи происхождения города со времен запорожского казачества. Фигура казака-всадника, который скачет с оружием в соединении с клейнодами (булавой и бунчуком) — исторический образ Войска Запорожского, показывающий его силу и верность, как защитника родной земли, символ неудержимого движения украинского народа к свободе и независимости. Конь является символом воли и степного простора, соратник воина со времен древних ариев, скифов и иных кочевых народов, которые были в надднепровских степях.

Волны отображают воды Днепра, которые были символом жизни и объединения Украины. Якорь указывает на традиционное занятие жителей города мореплаванием и рыболовством. Расположенные выше и ниже волн звезды — символ безграничного космоса созвездия Большой Медведицы и исторических реалий прошлого — Чумацкого шляха через Днепр и семь главных городов расположения Запорожской Сечи. Одна из них обозначена золотом и означает Никитинскую Сечь, от которой было рождено Украинское национальное государство в середине XVII столетия в форме Гетманской Казацкой Украины».

                                                

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
         
 
«    Ноябрь     »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
 
 

 
Запрошуємо долучитися ...
 ...
«Новорічний маскарад»
 ...
Виставка «Творче перех ...
 ...
Станіслав Черемухін та ...
 ...
Анонс заходів на тижде ...
   КЗ «НКДЦ»   1. Постійно діюча виставка картин М. Гали...
Приглашаем всех провес ...
Где?: Фонтан на аллее напротив «Терминала»...
Відкриття фотовиставки ...
Протягом багатьох століть жінка, яка народжувала воїнів, героїв та правителів, залиша...
 
 
  • Администратор
  • DanielDob
  • Black_Fox
  • Надія Ткаченко
  • Администратор
  • Администратор
 
 

 

 

 
Сейчас на сайте: 4
Гостей: 3

Пользователи: 

- отсутствуют

Роботы: 


 Последние посетители: 

 
Все права защищены © Никополь ART 2009-2016