О литературе

Дата публикации: 29-03-2012

История литературы


Поэзия (дословно творчество) до середины 18 века употреблялось в значении литературы в общем. Последние века принято называть поэзией только стихотворное творчество. Поэзия включает в себя все жанры и виды общехудожественной литературы, но применяется лишь к стихотворному творчеству.Возникновение поэзии исследователи и археологи связывают с развитием человеческого племени. Сначала поэзия была примитивным ритуальным инструментом, сопровождая ритуалы собирательства, охоты, сбора урожая. Возникая и развиваясь как сопровождающий инструмент, нередко поэзия выражала настроение автора, хотя с полной уверенностью нельзя сказать, с какой целью слова составлялись в определенной последовательности.
 
Поэзия неразрывно была связана у некоторых народов с музыкальным творчеством, часто возникая и развиваясь параллельно, эти два жанра искусства дополняли друг друга. Так, например, славянские думы, исполняемые на гуслях или на бандуре, выступают своего рода "потомками” первобытного слияния поэзии и музыки, а сам термин "лирика” походит от музыкального инструмента лиры, под который обычно в античные времена исполнялись первые лирические произведения.Возникновение поэзии у различных народов характеризуется их географическим, политическим и ментальным полюсом.
 
Развитие поэзии знает такие этапы:
1. Первобытная поэзия как инструмент ритуала. Нередко первобытная поэзия оставалась в стороне от всеобщего признания. Она существовала и воспринималась как должное, никогда не могла быть сравнимой по значимости с живописью. Непризнание поэзии было следствием того, что язык (как средство общения) не был на достаточном уровне развития, не мог развивающийся элемент первобытного человека иметь и полноценное порождение свое в виде поэзии. С развитием общества происходило усложнение социальных процессов, которые в свою очередь инициировали развитие языка.
 
2. С развитием языка усложнялось мировосприятие человека, так как многие явления и чувственные переживания все легче можно было передать с помощью слов. Формировался и стандартный багаж образов, с помощью которых происходил обмен чувствами, оценками. У разных народов это происходило в разное время. Так, например, миру искусства известна античная поэзия (Древняя Греция, давшая возможность развития Древнеримской и связать последнюю с Древневосточной поэзией). Отличительными особенностями поэзии Древней Греции было то, что составлялась как литература в общем, так и поэзия (в современном понимании) на основании мифов, местных рассказах о богах и героях. Согласно историческим исследованиям литература Древней Греции разделяется на такие этапы:
 
а) микенский (17-10 вв. до н.э.). В этот период литературы письменной почти не существовало, так как развивалась устная словесность;
б) период геометрического стиля (10-9 вв. до н.э.) – период героического эпоса. Основной характеристикой этого периода было наивное  "геометризованное” изображение человека;
в) архаический (7-6 вв. до н.э.) – эпос приобретает письменную форму. В этот период были написаны неоспоримые шедевры (вернее сказать первые в  своем роде) "Илиада” и "Одиссея” Гомера. Что же касается лирики, то в архаический период она носит политический характер, развиваясь неразрывно  с музыкой. Так выработались два основных вида исполнения лирических произведений в виде од, дифирамбов, стихотворений, исполняемых соло  (монодия) и хором (хородия). Возникает и развивается жанр басни;
г) классический (550-350 гг. до н.э.). Достигла расцвета драматургия и художественная проза, рождаются исторические и философские прозаические   произведения (Геродот, Платон, Аристотель и др.), лирика же изменений не претерпела;
д) эллинистический (350-31 гг. до н.э.), когда при дворах   развивается "ученая” поэзия, филология, история, философия; жанр комедии утратил  политическую окраску и стал просто бытовой драмой, поэзия же заняла достойное место. Для изучения словесности создаются школы;
е) римский  период (31 г. до н.э. – 476 г. н.э.). Литература утрачивает связь с  народным творчеством, идет влияние народов ближнего востока. Это  связано воеваниями Древнего Рима в Азии. Профессионализм литературных деятелей связан с аристократичностью, когда творить и мыслить достойны  были  лишь свободные граждане, имевшие возможность обучаться риторике и письменности.
 
На востоке литература получила толчок для развития с римскими завоеваниями, хотя римская культура и пополнила свой божественный пантеон, развитое восточное общество не уделяло литературе такого внимания, коим удостаивала литературу римская империя.
 
3. Далее происходит развитие литературы в общем. Любой этап развития характеризовался особенностями общественного и политического строя в государстве. Так, например, средневековая (5-15 вв.) литература, сменившая античную, характеризовалась влиянием христианской церкви на все жанры. Комедия считалась запрещенным жанром. Это было связано с церковным запретом на смех. Вся печатаемая литература носила теологический характер, а поэзия почти не развивалась.
 
4. На смену средневековой литературе приходит литература эпохи возрождения (15-17 вв.). Гуманизация общества дала возможность человеку стать главной фигурой. Человек считается полноценной личностью, а частое его описание дает предпосылки для развития реалистических тенденций. С этого периода начинается непосредственное развитие поэзии, так как основными жанрами становятся поэма, поэзия в общем, поэтическая драматургия. Любовная и пасторальная (изображение беззаботной жизни пастухов и пастушек) лирика приобретают всеобщее признание, а классические формы сонетов, родно, канцонов, секстин, терцин распространяются по всей Европе. Четкость форм стихотворных произведений не давала достаточной свободы для развития идеального искусства, так как для описания чувств, например, в сонете необходимо было придерживаться, прежде всего, строгой формы построения сонета, что часто заставляло автора направлять мысли не на свой внутренний мир, а на формирование стихов (строк) в определенной последовательности в пределах одного сонета.
 
5. Во Франции в 17 веке получает распространение новое литературное течение классицизм. Рационализм занимает господствующее положение в обществе. Основными жанрами считаются высокие (ода, героическая поэма, тема – рыцарство) и низкие (комедия, сатира, басня, идиллия). Иными словами развитие получает прозаическая и поэтическая сатира. Тут можно отметить, что, зародившаяся еще в архаический период басня, писанная эзоповым (аллегорическим) языком и сатирический стилизм становятся попыткой выразить истинные чувства через призму рациональности созерцателя по принципу "sapienti sat” – "умный поймет”. Так как искусство несет в себе функции наслаждения и познания, то, развивая в себе чуткость, люди того времени получали наслаждение искусством.
 
6. На смену строгой регламентации и аристократизму приходит в 18 веке сентиментализм. Целью авторы ставили растрогать чувства читателей, показывая несчастную судьбу героев своих "слезливых” комедий, элегий, посланий. По сути сентиментализм был переходным этапом между классицизмом и романтизмом.
 
7. Возникновение романтизма можно связать с развитием идей сентиментальности и подъемом антифеодальных движений. Проявляется большой интерес к фольклору, обновляются и совершенствуются жанровые формы исторического романа, фантастической повести, лирической поэмы, баллады, язык насыщен тропами (образными выражениями) и иного рода украшениями. В эпоху романтизма развивается лирика. Индивидуализация и идеализация приобретают всеобщее признание. Все герои тогдашних произведений носили отпечаток идеальности своих образов, тем самым, вводя в заблуждение многих, веривших в реальность тех героев. Однако идеализацию нельзя назвать ошибкой творца, так как описание человека в произведениях искусства не должно полностью копировать человека, но должно показать его во всей красе, к которой необходимо стремиться, познавая себя все глубже и глубже.
 
8. Стремление к правдивому и объективному отражению и воспроизведению действительности в формах, отвечающих самой действительности одновременно с революционностью взглядов, стало основой для становления и развития критического реализма. Само течение реализма употребляется применительно и к античности, и к средневековью, и к возрождению, однако критический реализм связан непосредственно с развитием романтизма. Реализм – это описание внешнего мира, взаимоотношений людей и их быта наиболее "реально”, так, создавались огромнейшие труды, описание в которых сопровождало нередко несколько поколений героев.
 
9. Как противоположность реалистическим течениям возникает в конце 19 – начале 20 вв. новое течение в литературе, сделавшее переворот в поэтическом мировосприятии. Его название походит от французского слова "декаданс” – упадок. Упадок реальности, взвешенности – это был прорыв в эволюции поэтики, сравнимый лишь с возникновением рифмы. Для декадентства характерны отчужденность от жизни, отказ от общественной борьбы, пропаганда концепции "искусство для искусства”, пессимизм, мистика, индивидуализм, предпочтение формы содержанию. Декадентство объединяет такие школы, как символизм, футуризм, имажинизм, сатира.
 
Основной идеей декадентства было произведение впечатления на читателя не только с помощью смысла произведения, но так же и с помощью определенного набора звуков в словах, неадекватностью образов. В период становления декадентства понятия "формы” и "содержания” меняются. До конца 19-го века считалось, что форма в поэзии – это слова, а содержание – образы, смысл самого произведения, однако с наступлением эры декадентства формой становятся сюжетные линии поэзии, а содержание теперь состоит из слов, сочетаний как словесных, так и звуковых, которые призваны наложить отпечаток на читателя, а уж потом дать ему возможность проникнуть в глубь произведения. На основании того, насколько сильной должна быть связь формы и содержания, начали выделяться различные литературные школы.
 
 
Символизм – это декадентское течение, основанное на свойствах слова, когда основной сюжет произведения передается различными стилистическими приемами, часта аллитерация, повторы (о них в следующих главах). Для символизма характерно было то, что содержание (определенный набор звуко- и словоформ) помогало понять сюжет произведения.
 
Футуризм – это отказ от норм классического стихосложения, когда появляются новые словоформы ("олуненная аллея”) и даже совершенно непонятные формы слова ("о е я о е ю я...”). Характерен стиль футуризма для тех поэтов, которые желают дать своему творчеству полную свободу, не привязываясь к нормам лингвистики (Маяковский, Северянин).Акмеизм – ответвление декадентства, произведения которого характеризовались кристальной чистотой биологии и эстетики в описании чувств и воззрений.
 
Имажинизм – течение, перекликающееся с сентиментализмом и третьим направлением символизма (поэтический аналог импрессионизма в изобразительном искусстве).
 
10. Модернизм. Сложно что-либо сказать, кроме того, что модерн – в переводе значит новейший. Современные тенденции в литературе характеризуются смесью классических течений, экстракт накопленного в литературе на протяжение веков. Современные течения характеризуются неверным пониманием идей декадентства, провозглашающих идеи независимости творца, идеи минимализма вместе с якобы скрытым глубоким смыслом.С развитием декадентских течений появляется основа для авангардизма - самого свободного искусства, которое полностью провозгласило победу над реализмом - то, к чему стремились ранние декаденты. Вечные поиски для художественного выражения приводят к принятию авангардистов аб-солютно разных направлений в поэтике. На одной строке стихотворения могут находиться и проблес-ки заложенного автором смысла, и, порой, самые абсурдные вещи.
 
Современная поэзия становится ассоциативной, подсознательной, результат влияний свободных течений начала 20-го века. Модернизм характеризуется таким огромным количеством независимых школ и тенденций, что порою сложнее найти себя в них, нежели подходящую для себя. Данный этап развития литературы в целом и поэзии в частности есть ни что иное, как переходной этап от декадентства до культуры высшего порядка, когда слова будут так же атавистичны, как третье веко у человека.Для сознания современного человека характерна быстрая адаптация к недосказанности в стихах, современному человеку намного быстрее уловит нить для разгадки заложенной в стихе тайны, нежели людям времен классицизма.
 
http://nikopol-art.com.ua/templates/Default/images/mlink.jpg
Проза

Первоначально развились деловая, публицистическая, религиозно-проповедническая, научная, мемуарно-исповедническая формы. Художественная проза (рассказ, повесть, роман) преимущественно эпична, интеллектуальна в отличие от лирической и эмоциональной поэзии (но возможны лирическая проза и философская лирика). Художественная проза возникла еще в античной литературе. С XIX века проза выдвинулась на первый план в составе словесного искусства.Прозаическими бывают:
Трилогия - литературное, преимущественно драматическое произведение, состоящее из трёх самостоятельных произведений, но объединённых общей идеей и преемственностью сюжета. Первоначально в греческой литературе — три трагедии, объединённые в одно целое единством фабулы или идейного содержания.Иеремиада - это длинное литературное произведение, в котором автор горько оплакивает состояние общества, обличая его пороки наряду с лживой моралью и, как правило, предсказывая его скорый упадок. Иеремиада обычно пишется в прозе, но иногда встречается и стихотворная форма. В расширенном смысле под иеремиадой подразумевается любое произведение, написанное в пессимистическом тоне или с пессимистической точки зрения.

Повесть - прозаический жанр неустойчивого объёма (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий.

Детектив - преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающимся победой справедливости.

Мелодрама - жанр художественной литературы, театрального искусства и кинематографа, произведения которого раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных ситуациях на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и т. п.

Фэнтези - жанр фантастической литературы, появившийся в начале XX века. Произведения фэнтези больше всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в средневековую эпоху в вымышленном мире, и герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Книги этого жанра пишутся в эпической сказочной манере, используют мотивы древних мифов и легенд. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.

Эссе - литературный жанр прозаического сочинения небольшого объема и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку тему (в пародийной русской традиции «взгляд и нечто»). В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Некоторыми теоретиками рассматривается как четвёртый, наряду с эпосом, лирикой и драмой, род художественной литературы.

Аполог - литературный жанр, дидактический (нравоучительный) рассказ (повествование), построенное на аллегорическом (иносказательном) изображении животных или растений.

Афоризм - оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. В афоризме достигается предельная концентрация непосредственного сообщения и того контекста, в котором мысль воспринимается окружающими слушателями или читателем.

Басня - литературное произведение (преимущественно стихотворное, но иногда прозаическое) нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи.

Новелла - малый повествовательный жанр, разновидность рассказа, отмеченная строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности и психологической рефлексии, необыденностью события, элементами символики.

Притча - малый дидактико-аллегоричный литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

Рассказ - малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с XVIII в. — и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа.

Экспромт - небольшое литературное произведение, созданное в момент исполнения без подготовки. Литературный экспромт является разновидность импровизации. К литературным экспромтам относятся импровизированные стихотворения, короткие ораторские выступления, афоризмы.

Сказка - вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержание которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор противостоит "строгодостоверному" фольклорному повествованию.
http://nikopol-art.com.ua/templates/Default/images/mlink.jpg
Поэзия
Слово «поэзия»происходит от греч. poieo = творить, создавать, строить, созидать; poiesis (поэзия) - создание, творение, произведение. В применении к словесным произведениям этот первоначальный смысл слова подчеркивает момент творческий, созидательный, момент словесной обработанности, искусности. Отсюда термином «поэзия» следовало бы назвать произведения искусства. Так оно и стало в дальнейшем, когда слово «поэзия» получило более широкое значение художественной словесности вообще. Это широкое значение совпадает с буквальным, этимологическим смыслом слова, и поэтому следовало бы считать первоначальное понимание поэзии как стихотворных произведений слишком узким. Однако значение слов исторически своеобразно и исторически изменчиво. Древние греки классической эпохи понимали под словом «поэзия» преимущественно именно стихотворные произведения; поэтому они называли человека, который сочинял стихи, поэтом.
С понятием художественного творчества в слове у них неразрывно соединялось представление о ритмически организованной речи, о произведении, обладающем соразмерной длительностью своих элементов. В дальнейшем именно греки выдвинули понятие стиха (stixos - первоначально ряд, строй, затем строчка, стих), противополагая ему речь, ритмически неорганизованную.
 
Возникновение у древних греков узкого понятия поэзии как ритмического словесного искусства было не случайным и не произвольным, а исторически обусловленным. Оно определялось той стадией развития художественной словесности (поэзии), на к-рой последняя находилась в древнегреческую историческую эпоху. В те времена поэзия хотя и давно уже вышла из своей первоначальной непосредственной связи с трудовыми процессами, с другими искусствами и другими идеологиями, но все же сохраняла в себе остатки и пережитки этой связи.
 
В эпоху первобытного синкретизма художественное слово возникало на основе производственных действий и движений и развивалось в тесном единстве с музыкой и пляской. Поэтическое произведение возникало непосредственно в процессе первобытных трудовых отправлений и исполнялось затем в обрядовом, песенно-плясовом действии первобытного племени по поводу тех или иных событий экономической жизни (охота, война, жатва, весенний выпуск стада и т. д.). Это трудовое или обрядовое действие было обыкновенно приподнято, выразительно, эмоционально насыщено и по самой своей сущности — ритмично; оно сопровождалось восклицаниями, криками, ритмическими телодвижениями.
 
Отсюда и словесная ткань песни обладала неизбежно ритмической соразмерностью. В своем былом единстве с трудом, с пляской и музыкой поэзия приобрела песенную ритмичность, состоящую в соизмеримой длительности звуков и тактов. Выделившись постепенно исторически в особое самостоятельное искусство, поэзия долго обнаруживала следы этой былой своей связи, надолго сохранила тяготение к ритмичности, которое поддерживалось и обновлялось и другими социальными условиями ее исторической жизни.
 
Когда возник героический эпос, который был особенно развит в древней Греции (Гомер), поэмы исполнялись обычно под музыкальный аккомпанемент и заключали в себе своеобразную сказовую мелодику с элементами ритма. Идейное содержание всех этих первоначальных жанров поэзии сообщало ей большую выразительность, поддерживавшую ее 199тяготение к ритму. Это была поэзия возвышенная, патетическая, полная героических чувств. Довольно существенное значение здесь имело также устное бытование поэзии, вызванное в древние, а в значительной мере и в средние века слабым развитием письменности (то же и в фольклоре нового времени).
 
В своем устном бытовании и устной передаче из поколения в поколение поэзия тяготела к известной словесной завершенности, прибегала к законченным и хорошо запоминающимся лирическим и повествовательным формулам — зачинам, рефренам, концовкам, единоначатиям, синтаксическим loci communis всякого рода, которыми подчеркивалась и поддерживалась ритмическая структура произведения.
 
Когда греческие, а затем в свое время средневековые поэты стали записывать свои песни, трагедии и поэмы, стали сочинять свои элегии, оды и эклоги, они сохранили в них тяготение к ритму, записывая текст своих произведений интонационными рядами — стихами. Поэзия оказывалась синонимом стихотворения, поэт — стихотворца, а древнегреческий термин «поэзия» сохранил в себе это узкое исторически закономерное значение.

На сегодняшний день выделяют такие основные жанры поэтического слова:

Поэма - (греч. poiema), крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. П. называют также древнюю и средневековую эпопею, безымянную и авторскую.

Ода - (греч. "Песнь") - монументальное торжественное стихотворение, славящее великое событие или великого человека; различают духовные оды (переложения псалмов), нравоучительные, философские, сатирические, оды-послания и др. Ода трехчастна: обязательно имеет тему, заявленную в начале произведения; развитие темы и аргументы, как правило, аллегорические (вторая часть); финальную, дидактическую (поучительную) часть.

Гимн - стихотворение хвалебного содержания; также пришел из античной поэзии, но если в древности гимны сочинялись в честь богов и героев, то в более позднее время гимны писались в честь торжественных событий, праздненств, нередко не только государственного, но и личного характера.

Элегия - (фригийск. "тростниковая флейта") - жанр лирики, посвященный раздумьям. Возник в античной поэзии; первоначально так называли плач над умершим. Элегия основывалась на жизненном идеале древних греков, в основе которого лежала гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, неполные без грусти и созерцательности, эти категории и перешли в современную элегию. Элегия может воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование. Поэзия XIX века еще продолжала развивать элегию в "чистом" виде, в лирике ХХ века элегия встречается, скорее, как жанровая традиция, как особое настроение. В современной поэзии элегия - это бессюжетное стихотворение созерцательного, философского и пейзажного характера.

Сонет - это поэтический жанр так называемой жесткой формы: стихотворение, состоящее из 14 строк, особым образом организованных в строфы, обладающее строгими принципами рифмовки и стилистическими законами. Содержание сонета также подчиняется особым законам: каждая строфа является шагом в развитии какой-то одной общей мысли (тезиса, положения), поэтому сонет относится не столько к узко лирическим, сколько к интеллектуальным поэтическим жанрам.

Сатира - (лат. "смесь, всякая всячина") - как поэтический жанр: произведение, содержанием которого является обличение - общественных явлений, человеческих пороков или отдельных людей - путем осмеяния. Баллада - лиро-эпическое сюжетное стихотворение фантастического, сатирического, исторического, сказочного, легендарного, юмористического и т.д. характера. Баллада возникла в древности (предполагают, в раннем средневековье) как фольклорный ритуальный танцевально-песенный жанр, и этим обусловлены ее жанровые черты: строгий ритм, сюжетность (в древних балладах рассказывалось о героях и богах), наличие повторов (повторялись целые строки или отдельные слова как самостоятельная строфа), называемых рефреном.


                                                

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
         
 
«    Ноябрь     »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
 
 

 
Запрошуємо долучитися ...
 ...
«Новорічний маскарад»
 ...
Виставка «Творче перех ...
 ...
Станіслав Черемухін та ...
 ...
Анонс заходів на тижде ...
   КЗ «НКДЦ»   1. Постійно діюча виставка картин М. Гали...
Приглашаем всех провес ...
Где?: Фонтан на аллее напротив «Терминала»...
Відкриття фотовиставки ...
Протягом багатьох століть жінка, яка народжувала воїнів, героїв та правителів, залиша...
 
 
  • Администратор
  • DanielDob
  • Black_Fox
  • Надія Ткаченко
  • Администратор
  • Администратор
 
 

 

 

 
Сейчас на сайте: 2
Гостей: 2

Пользователи: 

- отсутствуют

Роботы: 

- отсутствуют

 Последние посетители: 

 
Все права защищены © Никополь ART 2009-2016